Верхний баннер

Атал Бихари Ваджпаи, директор Делийского Культурного центра "Слава Индии" Гопал Кришна Госвами и российский вайшнавв Мадана-мохан дас.

Фото из архива ЦОСКР

 

Российские вайшнавы-кришнаиты с глубокой скорбью встретили печальное известие о кончине Атала Бихари Ваджпаи. Еще 11 июня Ваджпаи был госпитализирован во Всеиндийский институт медицинских наук с заболеваниями почек и бронхов. С тех пор состояние его здоровья неуклонно ухудшалось. Утром 16 августа его подключили к системам жизнеобеспечения, но к вечеру наступила смерть. Ваджпаи было 93 года.

Ваджпаи возглавлял индийское правительство дважды — с мая по июнь 1996 года, а также с марта 1998-го по май 2004-го. С середины 1990-х Атал Бихари Ваджпаи воспринимался как одна из наиболее ярких политических фигур в мире на тот день. Неслучайно по результатам опроса гонконгского еженедельника «Asia Week» Ваджпаи был признан лучшим премьер-министром в азиатском регионе.

Ваджпаи внес выдающийся вклад в углубление дружеских и партнерских отношений между народами Индии и России. В 2000 году, во время государственного визита в Индию президента Владимира Путина, была подписана историческая Декларация о стратегическом партнерстве, ставшая первым подобным документом в отношениях между двумя странами.

Но Ваджпаи был и одним из первых, кто обратил самое пристальное внимание государства на значимость и уникальную жизнеутверждающую роль Общества сознания Кришны и в Индии, и в мире, в целом. Еще в 1970-х он, будучи министром иностранных дел, посещал священный город Вриндаван, связанный с именем Шри Кришны. В апреле 1998 года Ваджпаи принял участие в открытии открытии ведического культурного центра Общества сознания Кришны «Слава Индии» в Дели, произнеся речь, которая не только открыла общественности новые грани привычного уже к тому времени для многих духовно-просветительского движения ИСККОН (Международного общества сознания Кришны), но и стала, отчасти, фрагментом программного документа, определяющего отношения государства к аутентичным духовным и социально ориентированным религиозным и общественным организациям.

«Движение сознания Кришны уникально по скорости распространения по всему миру, по тому посланию, которое оно несет людям всех наций, рас и профессий, по простоте жизни и энергии веры своих последователей, — сказал Ваджпаи в своей речи тогда. — Менее чем за три с половиной десятилетия со времени основания Общество открыло храмы практически во всех частях света. Многие из этих храмов представляют собой такое же чудо красоты, как и тот, который мы сегодня открываем. Каждое утро и каждый вечер махамантра «Харе Кришна, Харе Рама» звучит в такт танцу последователей Международного общества сознания Кришны (МОСК) в их храмах от Стокгольма до Сан-Пауло, от Майами до Маяпура в Индии. Но главным достижением МОСК является глобализация послания Бхагавад-гиты. Говорили, что мое правительство против глобализации, но я должен сказать, что я — за глобализацию послания Бхагавад-гиты. И не только Бхагавад-гиты, но и всех священных писаний мира, близких к Бхагавад-гите. Если сегодня Бхагавад-гита распространяется в миллионах экземпляров на тысяче языков во всех уголках нашей планеты, то заслуга за это священное служение принадлежит, в основном, МОСК. Я вижу, как ИСККОН распространяет послание Бхагавад-гиты посредством новейшей информационной технологии. Сам этот храм является изумительной демонстрацией применения современной технологии для популяризации возвышенных истин о жизни и о вселенной. Уже за одно это достижение индийцы должны быть вечно признательны духовной армии верных последователей Свами Прабхупады».

В своем приветствии российским кришнаитам 11 августа 2001 года по случаю праздника Джанмаштами (Явление Кришны) и 30-летия российского Общества сознания Кришны Ваджпаи вновь подчеркнул важную роль ИСККОН «в популяризации во многих странах мира благородного учения Гиты и вдохновляющих преданий о жизни Господа Кришны». «Это наглядное свидетельство тому, что вечное учение Кришны обращено ко всем людям, в какую бы эпоху они ни жили», — сказал он.

Атал Бихари Ваджпаи знакомится с проектом храмового комплекса Общества сознания Кришны в Москве. Фото из архива ЦОСКР 

 

Поездку Бхактиведанты Свами Прабхупады на Запад в 1965 году и популярность, которую его движение, то есть ИСККОН, снискало за очень короткий период в 12 лет, Ваджпаи призвал рассматриваль «как одно из величайших духовных событий столетия».

Анализируя причины успешности ИСККОН в мире, Ваджпаи выделил внутренний и внешний факторы. Внешний фактор выразился, по его мнению, «в разочаровании ведущих западных умов и отвержение ими материалистической идеологии и культуры Запада». «И капитализм, и коммунизм привели людей к разочарованию, поскольку тот и другой распространяют материалистическую идеологию, не способную удовлетворить истинные нужды человека, — подчеркивал он. — Юные, чувствительные, ищущие умы не смогли примириться с реальностью войн, жестокости, жадности, потребительства, деградации общества и природы. Они искали ответы на свои вопросы, и ИСККОН оказался единственным движением, который давал эти ответы».

Внутренний фактор, по наблюдениям экс-премьера, выразился в собственно внутренней силе послания ИСККОН, основанного на философии Бхагавад-гиты. «И это послание отвечает всем моральным нуждам мира — будь то поиск человеком внутреннего покоя, его желание как-то интегрироваться в общество людей и в природу, его обеспокоенность состоянием среды обитания, его отношение к деятельности, его отношение к смерти, — замечает деятель. — Бхагавад-гита дает исчерпывающие и внутренне очень состоятельные ответы на все эти вопросы. Вот этим ИСККОН отличается от разных модных движений, которые тоже обращались к умам людей шестидесятых-семидесятых годов».

В послании Общества сознания Кришны Ваджпаи увидел ценную фундаментальную основу, востребованную, в общем-то, практически в политике любого современного государства. «Люди, живущие в материальном мире, не должны ссориться друг с другом, как кошки и собаки, — цитирует он известного индийского религиозного деятеля и просветителя, основателя Общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду. — Они должны быть достаточно разумными, чтобы понять важность человеческой жизни и перестать жить так, как живут животные. Человек должен осознать цель своей жизни, и к этому призывают нас все ведические писания, квинтэссенцией которых является „Бхагавад-гита“. Веды предназначены для людей, а не для животных. Животные могут убивать один другого, не совершая при этом греха. Когда же человек убивает животных ради удовлетворения своего ненасытного языка, он несет ответственность за нарушение законов природы. ...Если мы будем должным образом следовать наставлениям „Бхагавад-гиты“, то сможем очистить свою жизнь и, в конечном счете, вырваться за пределы материального мира».

Ваджпаи вновь привлек внимание широкой общественности в Индии к священному тексту «Бхагавад-гита» («Песнь Бога») как к национальному и всемирному достоянию. Тогда же в апреле 1998 года в своей речи он предложил рассматривать послание Бхагавад-гиты в современном национальном и глобальном контексте. «Значение Бхагавад-гиты вселенское и вечное, — сказал Ваджпаи. — Она дает исчерпывающие ответы на три фундаментальных вопроса: кто мы? что нам делать? как нам жить? Люди ставят эти вопросы во всех обществах и во все времена. И Бхагавад-гита отвечает на эти вопросы, гармонизируя гьяна-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу. Красота индийской культуры в том, что она делает саму суть всех этих трех путей йоги доступной как возвышенному искателю, так и низшему из людей. Бхагавад-гита не предписывает недеяние, пассивность. Бхагавад-гита — радикальный призыв к действию, преобразующему личность и общество. Нашим общим девизом должно стать „йога кармасу кошалам“. Что нам нужно сегодня, так это деятельность в общенациональном масштабе на базе идеологии Бхагавадгиты. Вот это создаст новую культуры деятельности, а новая культуру деятельности создаст новую Индию».

Его отец, Кришна Бихари Ваджпаи, был очень известным стихотворцем своей эпохи, его «Молитву» пели хором во всех гвалиорских школах. Кришна Бихари Ваджпаи часто одерживал верх в состязаниях кави, сочинял сразу на нескольких языках, в том числе, и на брадже — языке Вриндавана, где свыше пяти тысячелетий назад прошли детские годы Кришны. Многие индийские кави вдохновлялись Кришной, выдохнувшим Арджуне возвышенную Бхагавад-гиту. В память о своем отце Атал Бихари Ваджпаи основал попечительский траст. Первой благотворительной акцией «Кришна Бихари Ваджпаи Траста» было открытие в родном Гвалиоре библиотеки и читального зала для детей.

Подобно своему отцу любил посещать турниры изящной словесности, собиравшие огромные толпы людей, и Ваджпаи-младший. Очарованный, он внимательно вслушивался и постигал секреты рифмы. В своих виршах Ваджпаи шел и идет в ногу со временем — от восторженной революционности до выражения глубоких национальных чувств. Его перу принадлежат много томов стихов и несметное количество газетных и журнальных публикаций.

Быть хочу последней каплей

В бурной чаше океана 

Сыном матери великой 

Камешком родной земли,

Не порвутся эти корни 

Я одна из миллионов

Жизней — трепетных травинок 

Что сквозь камни проросли...

Строчки у Ваджпаи рождались молниеносно, но он по-детски стеснялся выставлять стихи на показ — поклонники его творческого дара как-то умудрялись все же их издавать. Интересно, что, когда Евгений Примаков, будучи главой правительства России, собирался в Индию, он первым делом затребовал к себе только что изданный малым тиражом сборничек стихов своего индийского коллеги, переведенных энтузистами на русский язык. Примаков как востоковед и аналитик знал, что стихи — это отражение внутреннего мира человека, хотя в обычном состоянии чужая душа — потемки.

Мы — служители мира в мире,

Не дадим начаться войне!

Не вспыхнут в небе искры,

Пунцовые как маки.

От атома не сгинет

В пожаре Нагасаки.

Мы не позволим миру

Опять гореть в огне.

Мы не дадим начаться

Разбою и войне

Лирика, впрочем, так и осталась делом личным и душевным. Выбор был сделан в пользу политики. Иначе и не могло быть. Англичане ушли по-английски, оставив после себя нищую, расколотую на части и курящуюся духом борьбы страну. Забросив изучение юридических наук в университете, Ваджпаи с головой окунулся в издание различных журналов и газет. Времени на то, «чтобы обмакнуть перо в душевные переживания», сетовал поэт Ваджпаи, совсем не осталось...

«Его уход из жизни знаменует собой конец эпохи. Он жил для народа и усердно служил ему на протяжении десятилетий», — приводят СМИ лаконичный некролог нынешнего премьера Индии Нарендры Моди, ощутившего к тому же и свою «личную и незаменимую потерю» с уходом Ваджпаи. https://ria.ru/world/20180816/1526669468.html

Однако духовный интерес, проявленный Ваджпаи, свидетельствует, скорее, об обратном — закончилась лишь одна из многих жизней, обозначив при этом начало новой, скорее, хорошо забытой старинной эпохи приоритета духовных ценностей над философией материализма, разрушающего мир и цивилизацию.