4C7A3178

Фото: Ананда Говинда дас

 

Анализ ситуации, сложившейся сегодня в сфере отношений между религиозными объединениями и государством, а также прогноз на будущее таких отношений стали, пожалуй, стержнем встречи религиоведов с руководством московского храма Кришны и Централизованной религиозной организации Центр обществ сознания Кришны в России, которая прошла 21 мая в московском Центре индийской культуры Шри-Шри Даял Нитая Шачисуты по инициативе Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Вайшнавскую традицию гостям представили матушка Хариканта, спевшая киртан и рассказавшая о смысле и сущности прославления святого имени Кришны, Раджрам дас, раскрывший вопросы таинства храмового поклонения, Садхуприя дас, поделившийся своим видением перспектив российско-индийского диалога в свете ценностей вайшнавской традиции и общего межкультурного диалога, и Вишнутаттва дас, ответивший на актуальные вопросы, связанные с мировосприятием самими вайшнавами и восприятием их как феномена со стороны общественности и экспертного сообщества.

Встреча была, безусловно, полезной для обеих сторон. Во-первых, будущие религиоведы и культурологи смогли почерпнуть для себя сведения о вайшнавах из первоисточника. Во-вторых, сами представители Общества сознания Кришны получили возможность совершенствования презентации своего вероисповедания перед светскими экспертами и экспертами, относящими себя к христианской традиции, так, чтобы сделать это максимально понятным и доступным языком. Ведь сегодня успешный диалог между религиозными объединениями и государством, а также широкой общественностью во многом зависит от того, насколько верующие люди могут уловить точки соприкосновения культур, насколько ясно смогут выразить настроение традиции, сделать объяснимым сложное для понимания.

Отвечая на вопрос о тревожном времени для религиозных организаций и о том, каким должны стать новые форматы отношений между религиями и государством, Вишнутаттва дас выразил надежду на то, что пришло время гармонизации. А время центробежной силы, когда нас разбрасывает по разные стороны, уходит, считает вайшнавский лидер. По его словам, вайшнавам понятно стремление государства видеть религиозные организации чистыми, прозрачными, понятными и полезными.

«В общем-то, религия как явление ничего другого людям и не предлагает, кроме чистоты, гармонии и любви, — считает Вишнутаттва дас. — Проблемы возникают тогда, когда внутри самой религии возникают противоречия, вызванные нечистотой ее последователей. Мы ощущаем сегодня не тревогу и не страх, а ответственность, необходимость для нашей религиозной организации перейти на новый уровень ответственности и серьезности. С точки зрения возраста, наша религиозная организация находится еще в младенческом возрасте. Но мы взрослеем. Мы понимаем, что несем ответственность и за нашу проповедь, и за взаимодействие с другими религиозными объединениями, и с государством. Мы открыты, готовы к диалогу и призываем к тому же и другие религиозные и общественные объединения и государство. Призываем объединиться на уровне универсальных представлений о духовности».

Говоря о поиске нового и эффективного формата государственно-конфессиональных отношений, Вишнутаттва дас призвал не углубляться в размышления на тему влияния религиозной организации или традиции на российское общество, а подумать над тем, что мы можем дать российскому обществу, какое благо принести людям своей деятельностью. Несомненно, все религиозные объединения призваны дать людям, прежде всего, духовное образование. Здесь лежат точки соприкосновения с другими религиями. «Прежде всего, мы должны действовать как духовные наставники, но не как хозяйственники или как политики, — заметил Вишнутаттва дас. —  Хозяйственников и политиков здесь уже хватает. Но сохраняется острый дефицит духовных людей. Государство стремится сегодня найти опору в том числе и в религиозных организациях, и это шаг в верном направлении, поскольку религии — это мощнейший ресурс для гармонизации всего общества, и мы надеемся, что находимся на пороге позитивных перемен в нашем обществе. Нам будет всем нелегко, но это верное направление. Ведь в конце концов именно сознание людей определит то, как нам жить».

«Мы не разделяем панических настроений со стороны тех, кому это на руку, — подчеркнул Вишнутаттва дас. — Поскольку мы верим в то, что Единый Бог, которому мы поклоняемся, пребывает в сердце каждого, а все мы суть Его дети. Когда-нибудь мы все равно найдем общий язык, потому что у всех нас один Отец».

А вот культурной «изюминкой» лекции стала невольным образом церемония венчания сразу трех вайшнавских пар. Редкая возможность стать «экспертными свидетелями» свадебного действа, которое, по образному выражению Вишнутаттвы даса, совершается не только на небесах и и для небес, целиком приковала к себе внимание религиоведов и отчасти поменяла даже настроение лекции.

Видео: https://youtu.be/CjnRntUoqMc

4C7A3182
4C7A3199
4C7A3200
4C7A3204
4C7A3210
4C7A3215
4C7A3216