4C7A5263

Круглый стол «Бхагавад-гита в контексте индуизма и единого мира» прошел 13 декабря в московском Центре индийской культуры им. Шри-Шри Даял Нитая Шачисуты по инициативе вайшнавов столичного региона и при поддержке научно-публицистического журнала «Вайшнавизм: открытый форум», Центр индийской культуры им. Шри-Шри Даял Нитая Шачисуты и Ассоциации индуистских общин России.

Философско-культурный вечер собрал известных ученых и экспертов в области религиозной философии, религиоведения, востоковедения и других дисциплин, а также представителей различных индуистских организаций, творческих и общественных кругов. Своей целью организаторы видели шаг к созданию площадки для плодотворного диалога и взаимодействия ученых и российского индуизма, привлечение внимания исследователей к проблемам всестороннего изучения феномена Гиты, распространения вайшнавской традиции, в том числе ИСККОН, его культурной и нравственной социализации, исходя из принципов совершенствования государственно-конфессиональных отношений.

По итогам Круглого стола была принята резолюция (см. далее).

Фото: АНАНДА ГОВИНДА дас

4C7A5278
4C7A5283
4C7A5285
4C7A5287
4C7A5293
4C7A5297
4C7A5299
4C7A5302
4C7A5306
4C7A5308
4C7A5321
4C7A5336
4C7A5337
4C7A5341
4C7A5252
4C7A5260

Круглый стол «Бхагавад-гита в контексте индуизма и единого мира»: Итоговая резолюция

Идеи актуализации Бхагавад-гиты как одного из источников духовного опыта человечества берут свое начало не только в самой Гите, но и в жизни современного общества, ищущего, несмотря на ускорившиеся темпы мультимедийного века, свои истоки и перспективы, обращаясь для этого к истории, культурному, духовно-философскому и религиозному наследию.

Бхагавад-гита, выглядящая внешне как лирико-философский трактат, неразрывно связана практически со всеми цивилизационными реалиями, независимо от эпох.

Социальная и морально-нравственная функция сакральных текстов такова, что они организуют ценностно-смысловое пространство общин, этносов, наций. Бхагавад-гита занимает особое место среди других священных текстов, поскольку не выделяет какую-либо группу верующих, а подчёркивает важность развития духовных качеств как универсальной квалиметрии любого человека.

Единая гармония множества духовных практик, ненасильственная модель медиации внутренних и внешних конфликтов, глубинная этическая деонтология, ярусная метафизическая структура бытия, многообразие культурных форм видения Сакрального — таковы нетленные концепты Бхагавад-гиты.

Гита созвучные идеи иерархического персонализма русских философов, — В.С.Соловьева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, Л.Н. Толстого.

Одновременное существование различных религий в едином этнокультурном пространстве приводит к возникновению множества проблем как теологического, так и социального характера. В Бхагавад-гите, которую можно рассматривать как краткий очерк сравнительного религиоведения, прежде всего, отразились убежденность в единстве цели всех духовных поисков человека и в существовании единой основы различных священных писаний, которая была свойственна мыслителям древней Индии.

Эта убежденность естественным образом приводила к религиозному плюрализму индийского общества и веротерпимости его членов. В этом небольшом по объему произведении описано множество различных дхарм, или религиозных путей.

Множественность религий по Бхагавад-гите не представляется хаотической и произвольной. Четкая классификация форм религиозного поклонения в соответствии с гунами (качествами материальной природы), не только приводит различные религии в строгую систему, но и позволяет увидеть роль и определить значение различных форм религиозной практики в духовной эволюции человека и обозначить единую конечную цель внешне отличающихся форм поклонения.

В достаточно сложной религиозной обстановке, сложившейся в современной России, опыт Индии, отразившийся, в том числе в знаменитом девизе Ганди, который стал лозунгом независимой Индии: «Единство в многообразии», — может помочь найти правильные духовные ориентиры, и Бхагавад-гита может оказать в этом существенную помощь.

Участники Круглого стола «Бхагавад-гита в контексте индуизма и единого мира», рассмотрев с разных точек зрения примеры актуальности и социального потенциала Бхагавад-гиты, едины в необходимости продолжения исследования этого религиозно-философского текста и предлагают провести в рамках празднования 70-летия со дня установления российско-индийских дипломатических отношений в 2017 году научную конференцию с участием государственных служащих, представителей экспертных сообществ, религиозных и общественных организаций и СМИ, в ходе которой можно было детально рассмотреть следующие темы:

Бхагавад-гита как объект комплексного анализа методами онтологии, теории познания, феноменологии, эстетики, этики, антропологии, социологии, истории, психологии, культурологии и других форм познания

Пролиферация Махабхараты и Бхагавад-гиты как диалектических, полионтических, многомерных, многополярных текстов

Индуистские духовные традиции в Российской Федерации как медиативный диалог религий и культур

Вайшнавизм в современном обществе

Этические и социокультурные аспекты вайшнавизма в контексте проблемы межрелигиозного мира

«Бхагавад-гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами: традиция, споры, критика

Восприятие критики и критерии оценки степени оскорбления религиозных чувств последователями вайшнавской традиции и индуизма, в целом

Нравственные и религиозные основы социального служения с точки зрения Бхагавад-гиты

 

Участники Круглого стола «Бхагавад-гита в контексте индуизма и единого мира»

13 декабря 2016 г.

г. Москва