Выступление д-ра Рави Гупты (Радхика-Рамана даса)
Свыше 150 студентов, профессоров и интересующихся собрала конференция в Университете американского штата Юта, прошедшая 18 октября под девизом «Бог и смог — перед вызовом сохранения нашей планеты».
Вторым девизом конференции стало «Ученые и религиозные лидеры решают проблемы», а организатором выступила программа «USU’s Religious Studies», возглавляемая Рави Гуптой (Радхика-Раманом дасом).
Конференцию открыл созыв председатель племенного совета Северо-западного союза народности шошонов Даррен Б. Парри, после чего прозвучало приветствие от мэра города Логан (штат Юта) и выступил Радхика-Раман.
В выступлениях четырех ученых, в том числе представителя Церкви Иисуса Святых последних дней, буддизма, индуизма и протестантизма прозвучали аргументы от каждой традиции в поддержку заботы об окружающей среде.
Ученый, представляющий индуизм, сказал, что на пробуждение экологического сознания нас может вдохновить созерцание основного индуистского принципа единства всех существ.
Тем временем ученый, представляющий Церковь Иисуса Святых последних дней, указал на четыре момента, благодаря которым в человеке появляется заинтересованность в том, чтобы заботиться о Земле. Во-первых, это понимание святости человеческой жизни, включая заботу о бедных, — здесь ученый говорил о влиянии изменения климата на обнищание сообществ людей во всем мире.
Говоря о заботе о будущем нашего земного дома, протестантский ученый процитировал из Притч (29:18): «Где нет откровения, народ распоясывается [но блажен тот, кто хранит Закон]». Она подчеркнула необходимость того, чтобы мы жили не только сегодняшним днем, но и задумывались о последствиях наших действий.
Во-вторых, это святость биологической жизни, и то, что человекоцентричность не означает отсутствия заботы о других видах. В-третьих, это — святость будущих поколений. Ученый напомнил о том, что судьба Земли и наших потомков зависит от того, насколько мы сейчас заботимся о Земле. И, в-четвертых, святость свободы — мы должны знать цену и чувствовать влияние нашего выбора, сказал ученый, а не злоупотреблять нашей свободой.
Выступление на фоне заснеженных гор
Во второй половине рабочего дня конференции выступили другие религиозные лидеры, в том числе один из старших руководителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Преподобный от Епископальной Церкви, монах тибетской буддийской традиции и директор по связям с общественностью ИСККОН Ануттама дас, представляющий вайшнавский индуизм.
Перед каждым лидером были поставлены вопросы: почему забота об окружающей среде является обязательной в вашей традиции? и какие богословские ресурсы предлагает ваша традиция для поддержки заботы о Земле?
Во время своей двадцатиминутной презентации Ануттама дас высказал мнение, что, будучи вайшнавом, трудно не быть экологом. Он привел тому шесть основных причин, представив каждую причину как отдельную тему со своим названием.
Говоря о теме, которую вайшнав назвал «Бог есть игривый защитник окружающей среды», Ануттама дас привел пример из Шримад Бхагаватам о том, как Сам Кришна вмешался, чтобы изгнать [змея] Калию из реки Ямуны, потому что присутствие змея отравило реку и нанесло урон водам, земле, животным и птицам. Ануттама также упомянул Господа Вараху, который спас Землю.
Ануттама дас рассказывает о том, как вайшнавская традиция поддерживает заботу об окружающей среде
В разделе «Богу принадлежит всё сущее» Ануттама дас процитировал «Шри Ишопанишад», объяснив, что, когда мы понимаем, что именно Бог есть собственник всего, мы естественным образом берем меньше для себя и лучше заботимся о природе.
Перейдя к третьей теме, Ануттама сказал, что поскольку «Всякая жизнь сакральна», нам следует заботиться обо всех земных тварях. Ну а чтобы быть последовательными в вопросах защиты окружающей среды, нам следует принять вегетарианский образ жизни.
В своей зарисовке «Мы просто преходящие, поэтому действуем с ответственностью», Ануттама привел цитату из «Ведантасутр»: «Итак, обретя человеческую форму жизни, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине». «Поскольку мы здесь лишь на какое-то время и посколькуо цель жизни не в том, чтобы услаждать чувства тела, — сказал он, — нам не следует вытаптывать землю».
В разделе «Простая жизнь, возвышенное мышление» вайшнав рассказал о том, что традиция бхакти-йоги учит тому, чтобы жить проще и не использовать вещи, которые нам не нужны. В качестве практических примеров Ануттама привел экопоселения в экодеревне «Говардхана» в Мумбаи (Индия), на ферме «Нова Гокула» в Бразилии и в «Новой Враджадхаме» в Венгрии.
И, наконец, в «Законе кармы» Ануттама сформулировал итоговую причину, почему вайшнавы заботятся об окружающей среде. Если мы нанесем вред земле или обитающим на ней существам, мы будем страдать. То, что мы нещадно эксплуатируем природу, уже привело к тому, что мы страдаем от загрязнений, климатических изменений, дефицита пресной воды, повышение уровня моря, наводнения, пожары и так далее.
Во время обеденного перерыва. Ануттама дас и пастор Церкви Иисуса Святых последних дней
Наравне с другими религиозными деятелями Ануттама также принял участие в обсуждении проблем, как сделать тему защиты окружающей среды приоритетной для вайшнавов.
«Я уже упоминал о том, что, поскольку мы понимаем, что мир — это майя или иллюзия, иногда мы можем думать, что нам не нужно заботиться о нем, — говорит вайшнав. — Я также сказал о высокомерии — мы иногда полагаем, что мы особенно благословлены и поэтому не несем ответственности за свои поступки».
Ануттама объяснил, что для того, чтобы заботиться о планете, нам нужно прежде всего очистить свое сердце. «Я хотел бы завершить свое выступление молитвой-мантрой из моей традиции, прося Бога очистить наши сердца и умы и сделать нас всех посланниками Его умиротворения». Затем он целиком произнес махамантру Харе Кришна.
«Студентам Университета штата Юта, которые присутствовали, очень понравилось выступление Ануттамы Прабху, — говорит директор программы изучения религий Радхика-Раман дас. — В частности, они по-достоинству оценили историю про Калию. Кришна, столкнувшись в Свое время с экологической проблемой, дает нам мощный сигнал для нашего времени: Калия вернулся, хотя, возможно, и в ином обличье».
«Во всем мире, — продолжает Радхика Рамана, — загрязняются чудесные священные реки, в том числе и река Ямуна. И история Кришны служит призывом для всех нас вдохновиться нашей религиозной верой и действовать ради улучшения экологии и сохранения окружающей среды».
По мнению Радхика-Рамана, конференция «Бог и смог» была, в целом, значимым событием, потому что она объединила религиозных лидеров, пользующихся существенным влиянием среди своей паствы, в кругу ученых, которые на протяжении всей жизни изучают религиозный взгляд на экологические проблемы, а также и студентов, которые станут учеными и лидерами нового поколения.
«В нашем мире и в жизни людей, пожалуй, и не встретишь чего-то, оказывающего на нас больше влияния, чем религия», — говорит Радхика Рамана. — Но есть и некоторые вопросов, которые так же актуальны для нас, людей, а именно состояние окружающей среды. Так что было бы вполне естественным объединить эти два момента. И мы безусловно надеемся, что наша конференция послужит своего рода трамплином для дальнейших достижений в будущем«.