Верхний баннер
600x400

Фото: Ананта Вриндаван дас

Неожиданно для многих и для самих себя российские ученые всерьез заговорили о необходимости экспериментально потвердить или опровергнуть феномен жизни после смерти и о странствиях души в различных телах. Об этом видные исследователи в области философии, психологии и исследований работы мозга сообщили 31 октября на заседании в Институте философии РАН в Москве. Видеозапись заседания опубликована на сайте Института философии, избранные фрагменты цитирует РИА «Новости».

Российские ученые обсудили с буддийскими коллегами во главе с Далай-ламой рискованный эксперимент, который поможет разобраться с истинностью учения о прошлых жизнях и переносе сознания из устаревшего тела в молодое.

«Как в ходе движения от одной оплодотворенной клетки до целого организма, обладающего разумом, появляется сознание, если оно может быть инициировано только предыдущим сознательным моментом? Буддизм прибегает здесь к фундаментальной идее о том, что сознание приходит из прошлой жизни. Это сильное предсказание», — цитируют СМИ член-корреспондента РАН нейробиолога Константина Анохина.

Отметим, истории известны случаи переноса сознания из прошлой жизни, но они не признаны официальной наукой. По словам ученого, научный метод требует выдвижения рискованных предположений, которые могут быть проверены экспериментом. Непрерывность сознания в поколениях и перенос прошлого опыта в новый организм — одно из таких смелых утверждений. Как провести эксперимент для проверки учения о прошлых жизнях, ученые, однако, пока не знают. Подробнее: http://www.newsru.com/religy/03nov2017/nauka.html

Комментарий

А возможен ли вообще такой эксперимент? Ведь академическая наука не располагает необходимым инструментарием для принятия и описания феномена реинакарнации. То, что воспринимается восточными людьми, носителями философии санатана-дхармы как само собой разумеющееся, как непреложный закон бытия, подобный закону земного притяжения или сохранения энергии, для ученых оказывается непосильной задачей. Должны пройти десятилетия, прежде чем в арсенале ученых появятся принципы принятия на веру того, что нельзя подвергнуть анализу и практическим экспериментам. Никто из подопытных кроликов или мышей не сможет вразумительно описать то, что они испытывали в прошлых жизнях, а людей, рассказывающих об удивительных совпадениях, сразу подозревают в фантазиях или, что еще хуже, в намеренном искажении фактов.

В этом смысле современная наука сильно проигрывает современной всеядной культуре, смело вторгающейся в чужие сферы, например, на территорию религии, и извлекающей для себя солидный куш. Уже создано немало остросюжетных фильмов, основанных на сюжетах с переселением души в разные тела.

Впрочем, даже уже то, что наука заговорила о вечности души и бренности тела, то есть надежда, что со временем научная парадигма обогатится сама и сможет вплотную приблизиться к пониманию бессмертия.

Возникает, однако, и другой вопрос. Не сочтите за ревность, но феномен реинаркарнации был точно открыт не буддистами. Задолго до появления буддизма переселение души было известно в традиции санатана-дхармы (ведической религии). Учение буддизма лишь заимствовало феномен, придав ему своеобразный смысл. Получается, что разделение религий на «традиционные» и «прочие» ограничивает науку и общество в знании о важных явлениях в жизни человека. Голос вайшнавов, исповедующих учение священной Бхагавад-гиты, прямо декларирующей закон бессмертия, услышан до сих пор не был. Но зато можно прислушаться к авторитету Далай-ламы как публичной персоне.

В принципе, и такой поворот событий тоже не плох. Напрашивается, однако, еще один вопрос: «А не превратится ли эксперимент (если он вообще состоится) в констатацию какой-то особой, чисто буддийской реинкарнации?» А все остальные реинкарнации будут объявлены вне здравого смысла...

ЯДУНАНДАНА дас