Krishna GovardhanВ наши дни даже самый популярный индусский праздник люди воспринимают по-разному. Например, с точки зрения исторического материализма, который имеет место быть и в намоленной Индии, знаменитый праздник в честь легендарной священной горы Говардхана — может рассматриваться лишь как один из дней Дивали — наряду с «днем всемирного здравоохранения Дхантерас» (когда явился родоначальник аюрведы аватар Кришны Дханвантари) или Нарака-чатурдаши (когда торговцы, банкиры, фабриканты и даже крупные магнаты завершают свои сделки и предлагают дебет-кредит богине благоденствия Лакшми Деви и Ганеше — этот день считается началом нового финансового года).

Однако главный смысл Говардхана-пуджи — духовный. Поэтому для вайшнавов этот праздник — один из основных в году. Хотя Говардхана-пуджа и отличается особой зрелищностью (как и все остальные, пожалуй, праздники древнеиндийской ведической культуры), ее главное богатства выражается через глубокую личностную философию, радостное чувство сопричастности божественному знанию, ощущение личного присутствия Господа-личности.

История о том, как Кришна поднял гору Говардхан, рассказывается в Песни Десятой Шримад Бхагаватам (или в 24-27 главах первого тома книги «Кришна»). В этой, на первый взгляд, такой простой истории Господь дает и всем Своим преданным слугам, и вообще всем разумным живым существам несколько важных уроков. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Шиварамы Свами «Венугита».

<...> Уговаривая Своего отца и других гопов (пастухов) сделать подношение горе Говардхан, Кришна объяснил, что такое поклонение превосходит поклонение [небесному] царю Индре и любому другому полубогу.

Согласно наставлениям Кришны, поклоняющийся [Кришне] должен быть искренним вайшнавом, который обуздал свои чувства. Такой вайшнав должен совершить омовение и очиститься мантрами. Выбрав любое подходящее место на Говардхане, он должен покрыть это место коровьим навозом, и, вторя мантры Пурушасукты под руководством сведущих брахманов, омыть гору водой из Ганги и Ямуны.

После омовения следует совершить абхишеку (купание) горы белым молоком, панчамритой, благоухающими цветами и большим количеством воды Ямуны. Затем, для удовольствия Говардхана, поклоняющийся должен от чистого сердца предложить Ему множество роскошных одежд из лучшего шелка, изобилие разных вкусных блюд, приготовленных на топленом масле гхи, украшенный цветами золотой трон, множество цветочных гирлянд и других украшений, а также обувь, корону, посох и, наконец, множество лампад, горящих как Солнце.

Затем этот удачливый преданный [слуга Господа], собрав членов своей семьи и домашних животных, должен радостно обойти эту лучшую из гор, воспевая святые имена Господа и славу горе Говардхану. В том месте, где он начал свое поклонение, ему следует вознести Говардхану дандавата-пранамы (упав ниц) и, сложив ладони, произнести такую мантру:

намо вриндаванакая / тубхьям голока-маулине / пурна-брахматапатрая/ намо говардханая ча//

«Я возношу поклоны горе Говардхану, зонтику Верховного Господа, короне Голоки, на которой покоится вечный лес Вриндаван».

Затем преданный [слуга Господа] должен взять мридангу (длинный барабан), караталы (бронзовые тарелочки) и другие музыкальные инструменты и, исполняя сладостный киртан, поднести Гирираджу [одно из имен Говардхана] горсть цветов. В завершение он должен провести церемонию арати с золотыми параферналиями и, вторя мантры, начиная со слов ведахам этам пурушам махантам, осыпать Гирираджа целой горой зерна.

Далее следует с чистым сердцем предложить Гирираджу пир из пятидесяти шести разных блюд с листочками Туласи (священного деревца) и множеством чашек воды из Ямуны и Ганги, сопровождая свой дар сладостными песнями о Кришналиле (развлечениях Кришны). Поклоняясь цветами богам огня, брахманам, коровам и полубогам, вайшнавы должен накормить всех живых существ, начиная от самых возвышенных брахманов и заканчивая чандалами. Затем, танцуя с гопами (пастухами) и гопи (пастушками) среди своих коров, он должен радостно восклицать: «Джая! Джая! Славься, славься!» и так счастливо завершить поклонение священное горе.

А как выглядит ритуал поклонения Гирираджу, если поклоняющийся находится далеко от Вриндавана и вообще не живет во Вриндавана-дхаме? Ведь есть много великих вайшнавов, которые, по воле Провидения, живут далеко, и, может, в будущем таких вайшнавов будет больше. Что же делать им?

Таким вайшнавам следует изготовить подобие Говардхана, украсить его множеством цветов, стеблями травы и лианами. Затем, как описывалось ранее, надо совершить абхишеку, в соответствии со своими возможностями, потом обойти холм, поднести яства и совершить поклонение Гирираджу.

Если вайшнав настолько удачлив, что может поклоняться камню с горы Говардхана, он обретает результат омовения во всех святых реках семи миров. Если человек год за годом старательно поклоняется царю всех гор и лучшему из слуг Хари, он обретет полное счастье в этой жизни и освобождение в следующей.

Враджаваси (обитатели Враджа) поклонялись Гирираджу так, как велел им Шри Кришна. Царь Индра пришел в ярость от такой дерзости и наслал на них тучи Самвартака, которые несли разрушение не только Враджу, но и гремели по всей Вселенной, заставляя дрожать слонов, поддерживающих стороны света. Чтобы защитить Своих опечаленных верноподданных, Шри Кришна с легкостью поднял Говардхан и позвал всех войти под него. Так Он держал Гирираджа целых семь дней, а изумленные гопы (пастухи) смотрели на Его прекрасный лотосоподобный лик.

В конце седьмого дня некоторые гопи увидели у края Говардхана-зонтика разъяренного Индру, восседающего на слоне Айравате, а также его войско в полных доспехах. Они появились, но быстро исчезли. Видя, что ветер, дождь и молнии не смогли наказать враджаваси, Индра лично пришел во Врадж, чтобы разрушить деревню Нанды. Еще издалека властелин рая воздел свою молнию и приготовился выпустить это величайшее оружие.

Царь Индра, гордясь подобно другим обусловленным душам своей силой и богатством, не догадывался о непобедимости Шри Кришны. Меря всё материальным аршином, он считал себя во много раз превосходящим по силе любые земные существа и был уверен в своей непобедимости. А тут его руки и его молния вдруг застыли! Он не мог сдвинуть их даже на волосок!

Индра пытался преодолеть невидимую силу, разоружившую его, но безуспешно. Могущественный громовержец просто завис в воздухе на виду у всех словно игрушка. Напуганный, пристыженный и беспомощный райский царь повернул назад и бежал вместе с полубогами и тучами Самвартака, как бежит с поля боя раненный львом слон.

Когда все гопы, гопи и коровы вышли из-под Говардхана, многие из близких друзей Шри Кришны все равно остались под горой, продолжая подпирать ее своими посохами, как и все предыдущие дни.

Тогда Гиридхари (несущий гору) сказал: «Выходите же, Я поставлю гору на место». Они ответили: «Нет, мы держали ее и подержим еще, поэтому ты выходи первым, а мы поставим ее на место».

Пастушки верили, что это именно они поддерживали гору Говардхан, и боялись, что если они опустят свои посохи и выйдут, Гопал окажется в опасности! Так они спорили и препирались, пока Шри Кришна не перенес на мальчишек-говорунов часть веса горы. Ощутив чудовищную тяжесть Гирираджа, мальчики тут же рухнули без сил на землю.

Озорно улыбаясь, Говинда (Кришна, дарующий радость брахманам и коровам) одной рукой поднял с земли Своих друзей, а другой играючи вернул гору на прежнее место. После такого подвига некоторые мальчики пожурили Хари за то, что Он не предупредил их заранее, а другие безуспешно пробовали поднять Говардхан снова.

Когда Шри Кришна поставил гору на место и принялся обходить его [против часовой стрелки], желая посмотреть на разрушения, причиненные ливнем, там появились полубоги во главе с Индрой и совершили церемонию возведения Кришны на трон.

Царь Индра нашел Шри Кришну в уединенном месте и, сгорая от стыда, пал ниц перед Ним, вознося Ему молитвы, как будто перед ним был Сам Господь Нараяна. Затем Сурабхи (божественная корова) омыла Хари (Кришну) целой рекой молока, а слон Айравата, у которого было сразу четыре бивня, омыл Кришну потоками вод Ганги. Деваты (небожители), киннары, гандхарвы и риши возносили молитвы, а апсары и [другие] райские девы осыпали Его цветами.

Когда благородный Говардхан наблюдал церемонию купания Кришны, он преисполнился такой радостью, что начал плавиться! Его камни потекли во все стороны словно жидкая грязь. Кришна был так доволен преданностью Говардхана, что оставил на плавящейся горе отпечаток Своей ладони.

И по сей день там можно увидеть отпечатки Его ладони и стопы, а также следы копыт Сурабхи. Нет никаких сомнений в том, что это место отличается особой святостью и разрушает бесчисленные грехи.

Автор ВЕДАПРИЯ-даси