Atal Beekhari Vaishpai

Харе Кришна, Харе Рама!

Досточтимые гости, я ощущаю как большую привилегию свое присутствие на сегодняшней благочестивой церемонии открытия этого впечатляющего храма и ведического культурного центра «Слава Индии». Благочестивость сегодняшней церемонии усиливается тем фактом, что она проходит в благоприятный день явления Господа Рамачандры — Рамнавами. Прежде всего, я хочу выразить мою глубокую признательность Международному обществу сознания Кришны — ИСККОН — и всем тем, кто сотрудничал с этим обществом, кто подарил столице страны такой уникальный духовный подарок. Я благодарен всем им за их верное понимание, за преданность делу и за реальные достижения.

Движение сознания Кришны уникально по скорости распространения по всему миру, по тому посланию, которое оно несет людям всех наций, рас и профессий, по простоте жизни и энергии веры своих последователей. Менее чем за три с половиной десятилетия со времени основания Общество открыло храмы практически во всех частях света. Многие из этих храмов представляют собой такое же чудо красоты, как и тот, который мы сегодня открываем. Каждое утро и каждый вечер маха-мантра «Харе Кришна, Харе Рама» звучит в такт танцу членов Международного общества сознания Кришны в их храмах от Стокгольма до Сан-Пауло, от Майами до Маяпура в Индии. Но главным достижением ИСККО является глобализация послания Бхагавад-гиты.

Говорили, что мое правительство против глобализации, но я должен сказать, что я — за глобализацию послания Бхагавад-гиты. И не только Бхагавад-гиты, но и всех священных писаний мира, близких к Бхагавад-гите. Если сегодня Бхагавад-гита распространяется миллионами экземпляров на тысяче языков во всех уголках нашей планеты, то заслуга за это священное служение принадлежит, в основном, ИСККОН. Я вижу, как ИСККОН распространяет послание Бхагавад-гиты посредством новейшей информационной технологии. Сам этот храм является изумительной демонстрацией применения современной технологии для популяризации возвышенных истин о жизни и о Вселенной. Уже за одно это достижение индийцы должны быть вечно признательны духовной армии верных последователей Свами Прабхупады. Приезд Бхактиведанты Свами Прабхупады в Соединенные Штаты в 1965 году, популярность, которую его движение снискало за очень короткий период в 12 лет, надо рассматривать как одно из величайших духовных событий столетия.

Почему движение ИСККОН так быстро распространилось по всему миру? Я вижу здесь два фактора: внутренний и внешний. Внешний фактор, на мой взгляд, — это разочарование ведущих западных умов и отвержение ими материалистической идеологии и культуры Запада. И капитализм, и коммунизм привели людей к разочарованию, поскольку тот и другой распространяют материалистическую идеологию, не способную удовлетворить истинные нужды человека. Юные, чувствительные, ищущие умы не смогли примириться с реальностью войн, жестокости, жадности, потребительства, деградации общества и природы. Они искали ответы на свои вопросы, и ИСККОН оказался единственным движением, который давал эти ответы.

Внутренний фактор — это, конечно, внутренняя сила послания ИСККОН, основанного на философии Бхагавад-гиты. И это послание отвечает всем моральным потребностям мира — будь то поиск человеком внутреннего покоя, его желание как-то интегрироваться в общество людей и в природу, его обеспокоенность средой обитания, его отношение к деятельности, отношение к смерти. Бхагавад-гита дает исчерпывающие и внутренне очень состоятельные ответы на все эти вопросы. Вот этим ИСККОН отличается от разных модных движений, которые тоже обращались к умам людей шестидесятых-семидесятых годов. Все эти причуды приходили и уходили, а вот движение ИСККОН все наращивает и наращивает силу. Трансцендентное вселенское послание Бхагавад-гиты очень живо передано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в его книге «Бхагавад-гита как она есть». И я хотел бы прочитать вам небольшой отрывок из его введения к книге.

«Люди, живущие в материальном мире, не должны ссориться друг с другом, как кошки и собаки. Они должны быть достаточно разумными, чтобы понять важность человеческой жизни и перестать жить так, как живут животные. Человек должен осознать цель своей жизни, и к этому призывают нас все ведические писания, квинтэссенцией которых является Бхагавад-гита. Веды предназначены для людей, а не для животных. Животные могут убивать один другого, не совершая при этом греха. Когда же человек убивает животных ради удовлетворения своего ненасытного языка, он несет ответственность за нарушение законов природы. ...Если мы будем должным образом следовать наставлениям Бхагавад-гиты, то сможем очистить свою жизнь и, в конечном счете, вырваться за пределы материального мира.

Мир, который простирается за пределами материального неба, называют „санатана“, вечной духовной обителью. Мы видим, что в материальном мире нет ничего, что существовало бы вечно. Все, что в нём есть, в положенный срок появляется на свет, существует в течение некоторого времени, производит побочные продукты, истощается и, в конце концов, погибает. Таков закон материального мира, действие которого распространяется на наше тело, на плод дерева и вообще на всё что угодно. Однако за пределами этого бренного мира находится другой мир, о котором рассказывают священные писания. Этот мир имеет другую природу и является „санатаной“, вечным».

Сегодня, в этом выдающемся собрании духовных учителей и духовных искателей я чувствую себя профаном. Тем не менее, позвольте поделиться с вами несколькими мыслями о значимости послания Бхагавад-гиты в современном национальном и глобальном контексте. Значение Бхагавад-гиты вселенское и вечное. Она дает исчерпывающие ответы на три фундаментальных вопроса: кто мы? что нам делать? как нам жить? Люди ставят эти вопросы во всех обществах и во все времена. И Бхагавад-гита отвечает на эти вопросы, гармонизируя гьяна-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу. Красота индийской культуры в том, что она делает саму суть всех этих трех путей йоги доступной как возвышенному искателю, так и низшему из людей. Бхагавад-гита не предписывает бездеятельность, пассивность. Бхагавад-гита — радикальный призыв к действию, преобразующему личность и общество. Нашим общим девизом должно стать «йога кармасу кошалам». Что нам нужно сегодня, так это деятельность в общенациональном масштабе на базе идеологии Бхагавад-гиты. Вот это создаст новую культуру деятельности, а новая культура деятельности создаст новую Индию.

И еще несколько слов относительно архитектурных достоинств нового храма ИСККОН. Это, несомненно, очень ценное прибавление в ряду красивых зданий в Дели — и старых, и новых, отличающихся красотой, и число которых, к сожалению, куда ниже того, чего достойна столица страны, и чья красота, увы, тонет в архитектурной заурядности и уродстве.

Впечатляющий вид храма и ландшафта напомнил мне о том, что вчера в газете наш прославленный автор Шри Найпол говорит о строительстве красивых сооружений в Индии. Он сказал: «Независимая Индия не произвела еще архитектуры. Бедные страны нуждаются в прекрасных зданиях, чтобы люди могли как-то соприкоснуться с красотой. Красивые здания — это самое общественное искусство».

Найпол прав. Нам нужно больше таких зданий, которые помогают соприкоснуться с нашей собственной традицией красоты. Найпол прав и в том, что архитектура — это самое общественное искусство. Нельзя смириться с положением, когда все, что красиво: красивая живопись, красивые пляжи, красивые горы, красивые произведения искусства — доступны лишь тем, у кого есть деньги. Но, разумеется, красивый храм — это больше чем просто произведение общественного искусства. Храм позволяет людям соприкоснуться с высшей красотой всемогущего Творца и всего Его творения. Звуки храма несут покой сердцу, дают ощущение комфорта, вселяют надежду и уверенность, возвышают на трансцендентный план существования — хотя бы на то короткое время, какое мы проводим за молитвой в храме.

Вновь и вновь поздравляю всех, кто постарался воплотить великий замысел в жизнь — духовных учителей

ИСККОН, жертвователей, архитекторов, проектировщиков ландшафта, рабочих.

Спасибо вам всем большое!

 Glory of India