4C7A1202

И.П. Глушкова. Фото: Ананда Говинда дас

 

Конференция состоится по адресу: Москва, ул. Рождественка (метро «Кузнецкий мост»), 12, Институт востоковедения РАН.

Организаторы обращаются с убедительной просьбой высылать тезисы (не более 350 слов, в формате doc или rtf) руководителю проект-группы ПНЮА Ирине Петровне Глушковой на два электронных адреса: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 01.09.2017. Организаторы оставляют за собой право отклонять заявки, не соответствующие теме конференции или поданные после 01.09.2017.

Время на доклад — 20 мин., на обсуждение — 15 мин.

О проекте и теме конференции

Центр индийских исследований Института востоковедения РАН и проект-группа (ПНЮА — http://www.ivran.ru/pnua) продолжают проведение ежегодных Всероссийских конференций междисциплинарного характера «Под небом Южной Азии», посвященных конкретной теме. К участию приглашаются специалисты из разных научных сфер (в том числе, аспиранты, магистранты и студенты): историки, политологи, социологи, антропологи, археологи, филологи, религиоведы, искусствоведы, географы, экономисты и др., занимающиеся любой из стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы) или регионом в целом. Круг вопросов и подходов может быть разнообразным, однако главным требованием остается соответствие темы доклада проблематике конференции.

Тема 7-й конференции — «Слуга и хозяин» — проблемы функциональной несамостоятельности и беспомощности вышестоящих, а также доминирования, покровительства, подчинения, субординации, иерархии, неравенства, насилия, преданности, лояльности, зависимости, принуждения и т.д. в пространстве дома (home)/хозяйства (household)/частной жизни (privacy), рассмотренные в контексте/с позиции нижестоящих. Основным звеном (вследствие малоисследованности темы) в предлагаемой парадигме/векторной паре являются домашние слуги (domestics, menials, retainers), часто «невидимые» в исторической и социокультурной ретроспективе/перспективе исполнители хозяйской воли, обеспечивающие ежедневное рутинное бытование индивидов и групп людей, а также бесперебойное функционирование различных механизмов и институтов — от семейных до (в случаях смыкания «внутреннего» или «частного» пространства с «внешним» или «публичным») общественных и государственных.

В основе отношений между лишенными необходимых квалификаций хозяевами и восполняющими их дисфункцию слугами лежит практика прислуживания/обслуживания, что и является фокусом данного проекта. Эти специфические связи и формы зависимости/долженствования имеют своим источником или объективируются как через нематериальные (условно неэкономические) категории —

— гендера и кровного родства (традиционно мужские занятия; обслуживающая роль женщин/детей/стариков/бедных родственников в семье [в том случае, если есть основания относить распределение семейных обязанностей к отношениям по схеме «слуга-хозяин»]);

— касты (определяющей профессиональную принадлежность людей);

— расы, этноса и религии (европейские господа и туземные слуги колониальных времен; мигранты из бедных районов в более благополучные регионы/страны);

— социальной иерархии (незнатные/знатные, бедные/богатые);

— свободы (рабы/рабовладельцы);

— морального долга (ученик/учитель, спасенный/спасатель) и т.д.,

так и через материальные (экономические/денежные) понятия —

— зарплаты/заработка, превращающие слуг и хозяев в наемных работников/нанимателей или работодателей;

— задолженности, изменяющей их статус на должников/ кредиторов, или заимодавцев, или ростовщиков.

Не менее важной является связка между двумя субъектами отношений доминирования/подчинения и местом/пространством, в котором эти отношения выстраиваются. Под таким местом в контексте заданной темы понимается дом/хозяйство/домашнее хозяйство/домашнее пространство/частное пространство (household, domestic/private space), например: индивидуальное, семейное, общинное, деревенское, городское, храмовое, государево хозяйство, локализованное в отдельном доме с участком или квартире в многоэтажном кондоминиуме, в лачуге или дворце и т.д. Разные по уровню и масштабу хозяйства, составляющие основу существования и жизнедеятельности отдельных групп людей и всего общества в совокупности, в Южной Азии в прежние эпохи и по сей день в огромной степени зависят от и опираются на базовое обслуживание слугами.

Участникам предстоящей дискуссии предлагается обнаружить в своих привычных исследовательских пространствах прислугу/обслугу и круг ее обязанностей, а также проанализировать формы ее взаимоотношений с обслуживаемыми с применением теоретических знаний последних десятилетий, в том числе методологических подходов и поворотов, уже апробированных в проектах ПНЮА:

— визуального/материального (живописная фиксация имперского владычества через европейский семейный портрет со слугами-туземцами, напр., работы Иоганна Цоффани, профессионально-кастовая одежда слуг, служебная униформа и т.д.);

— мобильного (миграция прислуги внутри Южной Азии и за ее пределы, функционирование мобильных хозяйств/домов, напр., кочующего двора могольских императоров, передвижного быта британских чиновников, армейских лагерей, паломнических колонн, номадствующих групп и т.д.);

— спациального (идентификация отдельных регионов с предоставлением услуг определенного рода, напр.: Oriya bearers, Maithili/Nepali cooks, Bangladeshi maids и т.д.);

— коммуникативного (насилие и бесправие, права и обязанности, трудовое законодательство и механизмы регулирования трудовых отношений, профсоюзные объединения [см. ниже письмо работодательнице из г. Пуны из местного профсоюза служанок по жалобе одной из них] и их эффективность);

— эмоционального (связи, которые не описываются в терминах материальности или юриспруденции, например: слепая преданность, обожание, ненависть и т.д. Например, ненависть является эмоциональным стержнем романа Арвинда Адиги «Белый тигр», повествующем о драматических взаимоотношениях хозяина и его личного шофера).

Предлагаем обратить внимание на сравнительно новую область знаний в современных социальных и гуманитарных науках — Maintenance and Repair Studies (исследования в области технического обслуживания и ремонта). Эта дисциплина в широком смысле переносит внимание с изучения переломных событий или технологических прорывов на анализ рутинных процессов обслуживания механизмов, технологий, институтов и т.д. и утверждает, что порядок в самом общем понимании требует постоянного поддержания не в переносном, а в прямом и конкретном смысле — в виде воспроизводства действий, обеспечивающих функционирование хозяйств, налаживание работы вещей или их ремонтирование, восстановление, реставрацию. Эти процессы рассматриваются как более существенные для обеспечения порядка и стабильности социальных систем, нежели одномоментные акты нововведений любого свойства.

С учетом того, что слуги по своему предназначению, прежде всего не инициаторы, а исполнители действий, использование данного подхода к изучению их рутинизированной (повторяющейся и воспроизводящейся) деятельности может оказаться плодотворным.

Вышеизложенные соображения не являются исчерпывающими или единственно возможными. Тем не менее мы предлагаем рассмотреть отношения между слугами и хозяевами «не вообще, а в частности», и вывести на авансцену различные квалификационные группы домашних слуг (уборщиков, нянек, посыльных, прачек, чистильщиков домашних алтарей и т.д.), характерные для тех или иных регионов/стран «под небом Южной Азии», а также поразмыслить над содержанием и трансформацией в историческом и социально-политическом ракурсе более общих категориальных понятий, таких как das, gulam, bande, sevak, khadim, naukar/naukrani и ряда других, в том числе связанных с ними концепций.