Он стал первым святым ИСККОН. После его ухода Шрила Прабхупада попросил своих учеников отмечать этот день так же, как и дни ухода других великих вайшнавов. Шрила Прабхупада попросил учеников помещать изображение Джаянанды на колесницах Ратха-ятр. Самоотверженное и искреннее служение Джаянанды Тхакура стало примером для многим других.

Предлагаем фрагменты книги Вишоки Прабху «Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура. Воспоминания об американском святом».

…Джаянанда вспоминал, что, посещая те ранние лекции Шрилы Прабхупады, поначалу чувствовал себя виноватым, так как приходил туда в основном поесть, но Прабхупада продолжал вдохновлять его. Джаянанда рассказывал, как Прабхупада готовил разные блюда и размещал их на большом металлическом подносе, а потом накладывал Джаянанде в тарелку с этого подноса. Он подкладывал и подкладывал Джаянанде, пока тот не наедался до того, что уже не мог больше есть. Именно с этого служения, как понял потом Джаянанда, в нём проявилось некоторое чувство взаимности, и он стал давать Прабхупаде небольшое пожертвование из того, что получал, работая таксистом. Он говорил, что понимал тогда свое везение, потому что, приходя в храм по утрам, когда там больше никого не было, мог быть уверен, что его накормят, и об этом позаботится сам Прабхупада.

По вечерам, когда Джаянанда приходил после рабочего дня за баранкой такси, все пели и наслаждались разнообразной деятельностью в сознании Кришны. Но Шрила Прабхупада либо оставлял ему прасад, либо специально готовил для него и отправлял остальных преданных прочь, чтобы самому покормить Джаянанду прасадом.

…Чандан Ачарья Прабху вспоминает особую черту Джаянанды: «Он был совершенно без ума от сознания Кришны. Каждый день вставал до четырех утра, проводил небольшое мангала-арати, повторял все свои круги, читал и готовил прасад, и все это делал даже тогда, когда совершенно один выезжал на распространение благовоний, никогда не отклоняясь от такого распорядка. Он обожал все это. И был совершенно счастлив, поскольку занимался сознанием Кришны».

…Его проповедь была очень простой и легкой для восприятия: «Мы должны просто продолжать повторять Святое имя и верить в него. Мы должны просто повторять имя и принимать прасад. Шрила Прабхупада так добр, что дал нам этот простой метод».

Карандхара вспоминал, как Джаянанда проповедовал ему в первые дни его пребывания в храме. Они вместе работали недалеко от старого Лос-анджелесского храма, устраивая маленький садик для Шрилы Прабхупады, и Джаянанда говорил: «Знаешь, в сознании Кришны не всегда все бывает гладко. Но ты должен продолжать повторять Святые имена».

В то время Карандхара и представить себе не мог, что в служении Кришне что-то может не заладиться. Однако годы спустя, вспоминая эти слова, он смог по-достоинству оценить глубину сказанного Джаянандой: «Что бы ты ни приобретал и чего бы ты ни лишался, никогда не теряй веры в Святое имя».

…Джаянанда страстно желал видеть каждого занятым в служении Кришне. Однажды он написал: «Представляя свою жизнь без общения с преданными и Шрилой Прабхупадой, я содрогаюсь от мысли, каким бы это было кошмаром. Если бы мы только могли хоть немного посвятить себя распространению этой милости, то, сколько несчастных душ могли бы спастись от ужасных страданий».

Поскольку Джаянанда обладал неподдельным состраданием к другим, Кришна наделил его уникальной способностью вызывать в людях желание служить Господу прямо или косвенно. Он пробуждал в любом новом бхакте чувство причастности к важнейшему делу. Все в храме были рады работать под его руководством, признавая его старшинство и силу. Никогда не придираясь к деталям, Джаянанда охотно позволял людям трудиться по-своему, если только лишь их творческий пыл не вступал в противоречие с практическими соображениями. Новый преданный или старый — все испытывали удовлетворение, работая с Джаянандой.

…Во время проповеди в местах, где распространял благовония или закупал бхогу Джаянанда, люди спрашивали при встрече: «А где Джонни Ананда?» Или: «Где этот человек? Я никогда не встречал никого прекраснее и чище!» Один человек сказал Чандане Ачарье: «Хотя я и не знаю ничего о вашей философии, но если этим занимается Джаянанда, то тут все в порядке!»

…Он был гораздо старше всех остальных преданных, но все равно собирал мусор, потому что никто больше не хотел этого делать. Стоя по колено в мусоре, Джаянанда перемещал его, несмотря на запах, и у него была такая прищепка на носу.

Как-то он позвал Сатьядеву и сказал: «Сатьядева, помоги мне с мусором. Вот, держи прищепку для носа»… Сатьядева зажал ею себе нос, но это было так больно, что он не смог выдержать, однако Джаянанда свою не снимал. Они загрузили весь мусор в грузовик и собирались отвезти его на свалку, когда Джаянанда сказал: «Знаешь, Сатьядева, иногда преданное служение, которое тебе дают, бывает очень тяжелым. Иногда думаешь, что ты старше других и не должен этим заниматься. Но меня не волнует, что говорит мой ум. Я просто хочу продолжать служить Прабхупаде. Мой ум натыкается на всевозможные отговорки, но мне все равно, что он говорит. Я просто хочу продолжать».

…Джаянанда никогда не говорил плохо о ком-либо. Если же слышал подобные разговоры, то сразу же напоминал: «Давай вернемся к работе, а? У нас много работы». Он был несгибаем, и при этом никогда не отталкивал от себя. Помню, был один преданный, который постоянно делился с Джаянандой своими проблемами. Тот же просто говорил ему: «Если ты отдаешь Кришне, ты никогда не будешь в проигрыше». Каждый день мы слышали от него: «Отдавайте Кришне, и вы никогда не будете проигравшими. Вы выиграете в миллион раз больше». А меня он обычно наставлял: «Если ты хочешь руководить, работай в три раза больше, и тогда люди будут тебя слушать». И я видел, что Джаянанда работал в пять раз больше кого-либо и был в самых худших условиях. Даже если становилось по-настоящему аскетично и, продвижение к цели сталкивалось с препятствиями, Джаянанда просто продолжал действовать.

…Со всей страны во Фриско съезжались преданные, желавшие встретиться со Шрилой Прабхупадой и побывать на Ратха-ятре. Среди них были Вишнуджана Свами и Тамал Кришна Госвами, прибывшие на автобусе Их Светлостей Шри-Шри Радха-Дамодары с многочисленными слугами. Каждый готов был сделать что угодно, лишь бы попасть в комнату Шрилы Прабхупады, получить хоть каплю особой милости, поймать взгляд или уловить выражение лица, своими глазами увидеть хотя бы малейший величественный жест Его Божественной Милости.

Все охотились за нектаром, как могли. Большей частью в комнате Прабхупады подолгу могли находиться только старшие преданные и еще некоторые счастливчики. Но было одно вопиющие исключение. Чье-то отсутствие бросалось в глаза. В конце концов Шрила Прабхупада выразил свою озабоченность: «А где Джаянанда?»

Меня послали из Беркли во Фриско с этим вопросом. Приехав на площадку для постройки колесниц, я нашел Джаянанду, трудящимся изо всех сил. Услышав, что Прабхупада скучает по нему и удивлен его отсутствием, Джаянанда поморщился и, опустив глаза, произнес с глубокой убежденностью: «Нет, я слишком падший, а мои отношения с духовным учителем —через служение!» И вернулся к работе. Как он понимал, его служение состояло в том, чтобы поднять эту Ратха-ятру на самый высокий уровень, и это важнее, чем сидеть в комнате со своим учителем, которому он служил и которого так сильно любил. Джаянанда готов был отказаться от любого «духовного счастья» ради служения своему духовному учителю. Впрочем, позже он послушно предстал перед Шрилой Прабхупадой в его комнате.

…Во время утренних прогулок с Прабхупадой Джаянанда шел шагов на двадцать позади.

Его почти не было видно, но Прабхупада всегда спрашивал о нем. Однажды он даже не захотел ехать в аэропорт Сан-Франциско до тех пор, пока Джаянанда не придет. Прабхупада звал его три раза, и Джаянанда, наконец, сказал одному преданному: «Я слишком грязный, чтобы видеть Прабхупаду, слишком падший. Мое место здесь, рядом с колесницами. Этот фестиваль меня очистит. Поэтому просто буду продолжать работать. Старшие преданные должны находиться в его обществе, чтобы они могли распространить движение, а я останусь здесь».

Прабхупада позвал его четвертый раз: «Джаянанда должен прийти и повидаться со мной, сейчас же». Наконец Джаянанда получил даршан Прабхупады. Он не спал неделями, работая без устали, даже не вздремнув, никогда не останавливаясь, никогда не думая о себе. И на даршане просто отключился. Кто-то подошел, чтобы разбудить его, но Прабхупада сказал: «Дайте Джаянанде поспать».

…Помню, как-то раз, перед приездом Шрилы Прабхупады несколько брахмачари и Джаянанда Прабху пошли рано утром читать джапу на улицу. Они проходили по району Миссии, рядом с храмом. Когда они вернулись, Критакарма дас рассказал, что Джаянанда снял с себя гирлянду от Божеств и бережно надел ее на статую Девы Марии, мимо которой они проходили. Я и до этого слышала, что он так иногда делает, и позже пошла посмотреть. Так и было: она стояла, прижав руки к сердцу, а на ее шее и плечах лежала гирлянда из розовых и белых гвоздик. Она выглядела бы одинокой и заброшенной, если бы не этот жест почтения и преданности. Именно такие воспоминания вдохновили меня не сходить с пути преданности и до некоторой степени углубили мое понимание (а возможности мои ничтожны). Понимание истинной вайшнавской культуры и поведения приносит облегчение и радость в этом мире, где неуважение и жестокость по отношению к невинным сердцам святых людей стало чем-то само собой разумеющимся. —  Дхаништха даси

…Мне рассказывал Джива, как он покинул Движение и работал в невегетарианском ресторане. Ночь, пятница, битком набитый ресторан, он готовит бифштекс в фартуке, испачканном кровью, и вдруг слышит: «Эй, Джива!» Джива поворачивается и видит Джаянанду. «Джива, как я рад тебя видеть!» «А?» — удивился Джива. А Джаянанда продолжал: «Я принес тебе прасад, давай съедим его». Они сели, расчистили стол прямо посередине ресторана и устроили настоящий пир. Джаянанда никогда не смотрел на преданных, как на «совершивших падение», «отошедших» или еще как-то в таком духе.

…Однажды я поднялся на второй этаж нью-йоркского храма. Полдюжины санньяси были там. И когда проходил Джаянанда, все санньяси поклонились и выразили ему почтение. Но он стеснялся ситуаций, подобных этой, так как не любил быть важной персоной. Он хотел оставаться обычным парнем. О принятии санньясы говорил так: «Строительство колесниц Ратха-ятры — это моя преданность Господу Джаганнатхе. А если я когда-нибудь приму санньясу, я должен буду оставить свое служение Джаганнатхе».

…Нет, Джаянанда не желал, чтобы люди падали ниц при его появлении, и не рвался повсюду носить с собою данду, так как был слишком занят строительством колесниц и всем остальным служением. Он не стремился каждый день получать тарелку маха-прасада, но желал сам раздавать маха-прасад гостям. Он не жаждал славы санньяси и всегда уступал место на вьясасане другим. Он давал прекрасные лекции, однако не стремился делать это постоянно. Джаянанда был слишком занят, поскольку заменял нам и отца, и мать, а также делал массу необходимых вещей. Он заслуживал нашего поклонения, но не получал его.

…Ко дню фестиваля в Нью-Йорке Джаянанда полностью превратился в калеку с распухшими лимфатическими узлами на ногах. Он с трудом передвигался, особенно в последние несколько дней перед шествием, когда торопились закончить работу и никто не спал. Такой распорядок был тяжким испытанием даже для нас, молодых и здоровых парней, а для Джаянанды, с его подорванным здоровьем, он был просто убийственным. Но поразительное дело: этот хромой и увечный Джаянанда чудесным образом танцевал, танцевал и танцевал, словно юноша, на протяжении всего шествия Ратха-ятры! Весь путь по Пятой авеню от Центрального парка до парка Томпкинс-Сквер — пятьдесят два квартала — Джаянанда пел «Харе Кришна» и танцевал, и при этом он еще правил рулем головной колесницы Господа Джаганнатхи. Иногда он поворачивался и шел вперед спиной, чтобы с восторгом взглянуть в улыбающееся лицо Господа Джаганнатхи, а потом снова устремлялся вперед, крича: «Джая Джаганнатха!», — подняв одну руку вверх. Есть видеозапись того фестиваля, и на ней можно видеть Джаянанду, гарцующего, как дикий молодой жеребец. Это было невероятно — такой уровень духовной, запредельной преданности. Особенно, если знать, что тело его в то время было очень больным и он с трудом мог ходить.

…В тот момент я посмотрел на Джаянанду. Его лицо выражало такой восторг, как, знаете, если бы это был час его величайшего триумфа. Я не мог сдержать слез. Обернувшись, я увидел, что Шрила Прабхупада смотрит на Джаянанду и по лицу его льются потоки слез. Он сказал: «Я очень доволен им: он такой искренний».

Пока другие выставляли себя напоказ или рисовались, Джаянанда работал. Он учил своим примером, поэтому я смиренно отдаю свой голос за то, чтобы Джаянанда был помещен в Зал Славы Вайшнавов всех времен на Вайкунтхе. —  Гуру дас

…Я помню, как поднялся навестить Джаянанду в его маленькой комнате и застал лежащим на полу на животе за чтением «Шри Чайтанья-чаритамриты». Увидев меня, он воскликнул: «Знаешь, у меня никогда не было достаточно времени, чтобы читать книги Шрилы Прабхупады. Но теперь эта болезнь стала благословением, потому что, наконец, появилась возможность сидеть и спокойно читать „Чайтанья-чаритамриту“. Это экстаз! Только послушай». И начал читать мне громко и выразительно об играх Господа Чайтаньи. Даже испытывая сильную боль и неудобство, он действовал и говорил так, что вы даже не догадывались об этом. Сознание Кришны Джаянанды было таким захватывающим, что полностью отвлекало внимание от его физического состояния и не позволяло появиться даже намеку на сочувствие или сожаление о его болезненном состоянии.

Джаянанда оставался трансцендентным к своему физическому состоянию и увлекал также и вас в нектар преданности.

…Сидя на лужайке в своем инвалидном кресле, Джаянанда внешне выглядел как олицетворенная смерть, но не мог перестать думать и говорить о Ратха-ятре.

Карандхара вспоминает, как наблюдал за ним, сидя за своим письменным столом. Он видел Джаянанду — воплощение сознания Кришны и бесстрашия перед смертью, — и удивлялся, что сам не чувствует никакой особой жалости или угрызений совести по отношению к Джаянанде. И затем понял, почему это происходит: Джаянанда был настолько погружен в сознание Кришны, что заражал этим всех окружающих.

…Шрила Прабхупада любил Джаянанду всем сердцем за его самоотверженную преданность и великолепные качества Вайшнава. Джаянанду Прабху называют первым святым в ИСККОН. Я находился в комнате Шрилы Прабхупады, когда он узнал об уходе Джаянанды Прабху. Шрила Прабхупада проявил великую любовь к Джаянанде Прабху, прославив его со слезами на глазах. Он молился Кришне за него и сказал нам, что он вернулся к Богу. Думаю, что он ушел с этой планеты как раз вовремя, чтобы в самом скором времени встретить Шрилу Прабхупаду на Кришналоке.

Я уверена, что не будь на заре моей жизни в преданности Джаянанды, не будь воспоминаний о нем, временами я испытывала бы состояние глубокого разочарования и заброшенности. Сейчас он еще более важен для меня. Я молюсь Джаянанде Святому. Нам не нужна его канонизация, чтобы признать его достоинства, настоянные на любви и сострадании. Его наставлениям и руководству легко было следовать. Да и сейчас легко почувствовать его присутствие, и это обнадеживает. Он привел в Движение сознания Кришны, созданное Шрилой Прабхупадой, множество душ, и силой своей любви удержал нас в благоприятном обществе, вдохнул в нас силу держать свои обеты. —  Дхаништха даси

…Спонтанное чувство к Кришне и Его преданным порождается чистой любовью к Кришне. Эта любовь и ее вкус может проявиться в непреданных, когда они получают милость общения с преданным маха-бхагаватой. Джаянанда был таким преданным, который может вызывать подобные чувства, даже оставив эту планету.

Вот хорошая история, доказывающая, что Джаянанда был маха-бхагаватой — человеком, который своими действиями способен пробуждать в других чувство преданной любви к преданным Кришны, воздействовать любовью на сердца даже самых падших.

Однажды на нью-йоркской улице к одному преданному подошел бродяга и принялся спрашивать о Джаянанде. Услышав о его уходе, бродяга разрыдался. «Он был единственным человеком за всю мою жизнь, который проявил заботу обо мне», — сказал бродяга. По милости Джаянанды Тхакура ему довелось поработать на строительстве колесницы вместе с ним.

В смысле полноты примера Джаянанда-ачарья был и, по всей видимости, останется непревзойденным. Доказательство — в здании Городского Совета Нью-Йорка, на улицах и в наших сердцах. Если молодым преданным нужен пример смирения, то у нас в ИСККОН на все времена есть Джаянанда.

…Преданные — самые удивительные люди на земле, и духовное общение с ними — вершина нашего пути в преданности. Я особенно наслаждаюсь вкусом тех драгоценных мгновений, которые провел в общении с дорогими джаянанданугами, теми преданными, которые лично знали Джаянанду и теми, кто не знал его лично, но полюбил, услышав о нем.

Однажды я пошел со своей дочерью Вриндой даси к Мадхудвише дасу, дом которого уютно расположился у подножия Сьерра-Невады в Калифорнии. Никогда раньше у меня не находилось повода приехать к нему в гости домой, но на этот раз причина была, и мы приехали без предупреждения. Меня ждал приятный сюрприз — встреча с Бхактой дасом. Беседуя втроем, мы вскоре заговорили о Джаянанде. Я признался, что всегда принимал, возможно, даже не осознавая, Джаянанду своим шикша-гуру. Бхакта дас сказал: «Джаянанда — гуру каждого».

Я и не представлял, насколько пророческими окажутся его слова. В то время Джаянанда был чем-то вроде местного героя Калифорнии и Нью-Йорка, но не более. В мире преданных, помимо этих двух мест, о его чудесной и славной истории никто не слышал. Никто не знал, какую, достойную славы, жизнь оставил он запечатленной в сердцах своих духовных братьев, записанной на скрижалях глубокой памяти неизгладимыми образами золотых дел и нежных слов, какой пример сияет, подобно огню маяка в непроглядном мраке шторма Кали-юги.

Слова Бхакты даса оказались пророческими в том смысле, что разные биографы обратились к описанию истории Джаянанды. А миру вайшнавов еще предстоит осознать его святость, его великолепие как совершенного ученика Шрилы Прабхупады, его образцовую жизнь преданного, а главное, то, что он должен стать шикша-гуру для новых поколений кришна-бхакт.

КРИШНА МАНГАЛА дас