Бхактивинод Тхакур считается одним из основателей современного Гаудия-вайшнавизма (бенгальской школы Бхакти). Эта школа была основана в 16 веке великим проповедником любви к Богу Шри Чайтаньей (1486-1534). К середине 19 века движение, основанное Шри Чайтаньей, раздробилось. Новую жизнь в него вдохнули труды Бхактивинода Тхакура. Энциклопедически образованный человек, Бхактивинод смог изложить древнее учение языком, понятным его современникам, которые в то время находились под сильным влиянием европейской культуры и религии. В приведенном ниже отрывке из книги «Шри Чайтанья Шикшамрита», опубликованной на бенгали в 1886 г., он формулирует принципы межконфессионального диалога, не утратившие своей актуальности и в наше время, когда религиозный фундаментализм стал реальной угрозой миру.

Встреча с иной религиозной традицией часто помогает человеку по-новому оценить красоту и силу своей собственной. В каком-то смысле, соприкосновение с европейской религиозной традицией помогло Бхактивиноду по-новому посмотреть на традицию бенгальский вайшнавизм. Мы же надеемся, что публикация этого отрывка и более глубокое знакомство с традицией вайшнавизма поможет нашим российским читателям по-новому взглянуть на духовные традиции России.


Бхактивинод Тхакур О многообразии религий

Четыре вида мотивированного поклонения Богу

В зависимости от уровня сознания, человек пытается умилостивить Бога, руководствуясь четырьмя мотивами. Им может двигать 1) страх; 2) надежда удовлетворить свои материальные нужды; 3) чувство долга (картавйа-буддхи); или 4) подлинная любовь к Богу. (1)

К тем, кто поклоняется Богу из страха, относятся люди, боящиеся ада, нищеты, страданий и смерти. Люди же, поклоняющиеся Господу ради удовлетворения материальных нужд, истово молятся, чтобы Бог послал им материальное счастье и процветание. Однако поклонение Богу приносит столь чистую радость, что многие из тех, кто начинал свое поклонение из страха или из желания удовлетворить материальные нужды, в конце концов отказываются от корыстного поклонения и привязываются к чистому служению Богу. Следующими идут те, кто начал поклонение Богу из чувства благодарности, вызванного представлениями о Боге как о Творце мироздания. Такое поклонение Богу мотивировано чувством долга (картавйа-буддхи). Наконец, четвертыми движет не страх, не надежда на вознаграждение и не чувство долга, но естественная привязанность к поклонению Богу. Привязанность — это состояние, в котором сердце человека инстинктивно тянется к объекту любви, не обращая внимания ни на какие условности. Те, в чьем сердце спонтанно возникает привязанность к Господу при одной мысли о Нем, поклоняются Богу из привязанности к Нему. Поклонение, продиктованное любыми другими мотивами, лишено той чистоты, которая присуща поклонению, вызванному привязанностью. (2) Иначе говоря, по-настоящему поклоняются Богу только те, кто поклоняется ему из любви и привязанности к Нему. (...)

Страх и надежда на материальное вознаграждение — мотивы в высшей степени нечистые. Когда разум верующего очищается, он отбрасывает страх и корысть и начинает поклоняться Богу исключительно из чувства долга. До тех пор, пока у нас не появилось подлинной привязанности к Господу, мы не должны прекращать поклоняться из чувства долга. Чувство долга порождает два соображения: уважение к правилам Писаний и стремление избежать всего, что им противоречит. Правила поклонения Господу были установлены великими святыми глубокой древности и запечатлены в Писаниях. (3) Таким образом, стремление следовать священным писаниям и благоговение перед правилами возникают из чувства долга (картавйа-буддхи).

Зависимость силы веры от уровня сознания человека

Проанализировав историю всех стран мира, мы придем к выводу, что вера в Бога является общей и неизменной чертой всех людей. Дикие племена в лесу живут, как животные, питаясь плотью зверей, но и они поклоняются солнцу, луне, огромным горам, большим рекам и огромным деревьям, почитая их своими благодетелями и повелителями. Почему? Потому что вера в Бога изначально присуща душе, но проявляется она только в той степени, в какой ослаблено влияние материальной оболочки, покрывающей душу. (4) Когда человек становится цивилизованным, получает образование и обретает познания в разных сферах жизни, его вера скрывается под напором материалистической логики (кутарка). Под влиянием этой логики умами таких людей завладевает атеизм или, того хуже, философия пустоты (нирванавада). Все эти в высшей степени сомнительные виды веры — всего лишь проявление слабого и нездорового сознания.

Три разновидности атеизма

Примитивное, нецивилизованное состояние человека отделяют от чистой веры в прекрасного Господа три ступени (три вида верований). Они называются 1) атеизм (настикйа-вада); 2) материализм (джада-вада); 3) скептицизм, или философия пустоты (нирвана-вада, или сандехнувада). Мешая духовному развитию человека, эти три философии приводят к плачевным результатам. Разумеется, далеко не каждый подпадает под их влияние, но те, кто оказался под их влиянием, становятся пленниками этих идей и их духовное развитие останавливается. И наоборот, те, кто начинает поклоняться Господу в рамках ведической социальной системы, даже если они принадлежат к нецивилизованным народностям, благодаря получаемому ими воспитанию, образованию и нормам поведения, очень быстро развивают в себе сильную веру в Бога. Таков естественный ход развития человечества. Но, если человек заражается одной из этих трех материалистических философий, душа его начинает вести неестественное существование.

Физические и умственные различия между людьми

Люди, живущие в разных странах и на разных континентах, имеют разную природу. Хотя их глубинная сущность одинакова, их второстепенные качества разнятся очень сильно — во всем мире не найдется двух людей, имеющих одинаковую вторичную природу. Если даже близнецы, появившиеся на свет из одного чрева, отличаются по облику и качествам, то что тогда говорить о людях, родившихся в разных странах? В разных странах люди пьют разную воду, дышат разным воздухом, питаются разной пищей, живут в окружении разных гор и лесов, носят разную одежду. Благодаря этим различиям, обитатели разных стран отличаются по телосложению и цвету кожи, следуют разным обычаям, по-разному одеваются и едят. Психология у различных народов тоже разная. В силу всего этого представления разных народов о Боге, хотя и совпадают в главном, в деталях разнятся. Выйдя из дикого состояния, люди переходят сначала на цивилизованную ступень развития, затем — на научную, после этого — на нравственную, и в конце концов развивают в себе любовь к Богу. На каждой из этих ступеней появляются различия в языке, одежде, пище и образе мыслей. В конечном счете, все это порождает разные формы поклонения Богу. С объективной точки зрения, вторичные различия в способах поклонения Богу несущественны. Если представления о сущностной природе Бога и поклонения Ему совпадают, то вторичные детали не могут человеку одной веры помешать достичь того же результата, которого достигает человек другой веры. Поэтому Шри Чайтанья учил своих последователей рассказывать людям о чистом образе Бога, но в то же время запрещал осуждать то, как поклоняются Богу другие. (5)

Пять различий между религиями мира

Названные выше причины приводят к возникновению пяти видов различий в формах поклонения Богу, принятых в разных странах:

1) различия в духовных учителях;

2) различия в менталитете поклоняющегося и соответствующие различия в способе выражения почтения;

3) различия в методах поклонения;

4) различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах;

5) различия в именах Бога и терминологии, вызванные различиями в языке.

 

Различия в духовных учителях

В одних местах люди оказывают почтение мудрецам и подвижникам древности, в других они почитают проповедников и пророков, таких как Магомет. В третьих странах люди почитают Иисуса и святых. В прочих странах в почете учителя мудрости. Очень важно, чтобы люди оказывали должное почтение святым, родившимся на их земле. Однако человек не должен навязывать превосходство собственной веры другим людям, даже если он уверен в этом превосходстве (ибо уверенность в превосходстве своей веры позволяет ему укрепиться в ней). Подобного рода ссоры по вопросам веры никому не приносят ничего хорошего.

Различия в методах поклонения, вызванные разницей в менталитете

Что же касается различных методов выражения почтения, то в одних странах тот, кто поклоняется Богу, восседает на асане и совершив пранаяму начинает совершение обряда. В других странах Богу поклоняются пять раз в день, повернувшись лицом к святому месту, читая молитвы и кланяясь до земли. В третьих странах люди преклоняют колена и, выражая свое смирение, прославляют Господа в своих домах и храмах. В разных странах у людей существуют разные представления о том, что для верующего является чистым, а что — нечистым в пище, одежде и в привычках.

Различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах

Разные религии также рекомендуют проведение разных обрядов поклонения и по-разному определяют объект поклонения. Одни люди, движимые любовью к Богу, устанавливают зримые формы Господа сначала в своих сердцах, а потом — вне них. Понимая, что внешний образ Господа не отличен от Господа в сердце, они поклоняются этому изображению. В других религиях, в силу большего акцента на логике и философии, считается, что образ Бога постижим только в уме. В этих религиях не признаются внешние формы Господа, хотя на самом деле их представления о Боге сами по себе являются такой формой. (6)

Различия в терминах иименах Бога

Лингвистические различия приводят к тому, что люди в разных странах называют Бога разными именами и пользуются разными языками, обращаясь к Богу. В силу существования этих естественных различий религии, укоренившиеся в разных странах, не могут не выглядеть по-разному. Однако это никому не дает оснований спорить друг с другом, отстаивая превосходство своего способа поклонения Богу. Такого рода споры порочны и разрушительны. Когда человек приходит в место, где Богу поклоняются по-другому, чем он привык, он должен думать: «Эти люди поклоняются моему Господу, но иначе. Поскольку я привык поклоняться Ему по-другому, мне трудно приобщиться к этой форме поклонения. Однако этот опыт поможет мне глубже оценить ту форму поклонения, к которой я привык. Бог един. Нет двух богов. Поэтому я возношу молитвы тому образу Господа, которому поклоняются здесь, и молю Его, чтобы этот новый для меня облик усилил во мне любовь к тому образу Господа, к которому я привык обращаться». (7)

Те, кто не следуют этому совету, а вместо этого, предпочитают осуждать способы поклонения Богу, принятые в других религиях, проявляя ненависть, вражду, зависть или применяя к другим насилие, — люди недостойные и глупые. Степень пристрастия человека к бессмысленным спорам обратно пропорциональна степени его заинтересованности в поисках Бога.

  1. Бхагавата Пурана, 7.6.25-26
  2. Бхагавата Пурана, 7.1.30
  3. Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.108, 22.109, 22.161, Бхагавата Пурана, 3.25.28
  4. Бхагавата Пурана, 11.14.3-8
  5. Бхагавата Пурана, 11.3.26, Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.119
  6. Бхагавата Пурана, 11.27.9, 11.27.11-12
  7. Нароттам дас Тхакур, Према-бхакти-чандрика, 2.17