Верхний баннер

180 лет назад родился выдающийся мыслитель, религиозный и общественный деятель Шри Бхактивинод Тхакур, положивший начало распространению традиции кришнаизма за пределами Индии.

Бхактивинод Тхакур считается одним из основателей современного Гаудия-вайшнавизма (бенгальской школы Бхакти). Эта школа была основана в 16 веке великим проповедником любви к Богу Шри Чайтаньей (1486-1534). К середине 19 века движение, основанное Шри Чайтаньей, раздробилось. Новую жизнь в него вдохнули труды Бхактивинода Тхакура. Энциклопедически образованный человек, Бхактивинод смог изложить древнее учение языком, понятным его современникам, которые в то время находились под сильным влиянием европейской культуры и религии. В приведенном ниже отрывке из книги «Шри Чайтанья Шикшамрита», опубликованной на бенгали в 1886 г., он формулирует принципы межконфессионального диалога, не утратившие своей актуальности и в наше время, когда религиозный фундаментализм стал реальной угрозой миру.

 

Отбросьте гордыню! Просто впустите в свое сердце смирение и выражайте почтение каждому, зная, что Господь Шри Кришна пребывает в сердце всех существ... Эти слова Бхактивинода Тхакура стали девизов всей его жизни и напуствием для многих последователей традиции бенгальского вайшнавизма (кришнаизма).

Шри Сатчитананда Бхактивинод Тхакур явился в этот мир в 1838 году в исторической области Надия в деревне Бирнагар в зажиточной бенгальской семье Раджи Кришнананды Датты. Родители дали ребенку имя Кедаранатх Датта.

В Бирнагаре он провел свое детство в доме деда по матери. Когда ему было тринадцать, умер его отец, и Кедаранатх переехал в Калькутту (столицу тогдашней британской Индии), где и завершил свое образование. Он оставался в грихастха-ашраме (семейным) вплоть до нескольких последних лет своей жизни, но, тем не менее, вел жизнь маха-бхагаваты, подтвердив редким проповедническим подвижничеством и выдающимися богословскими трудами свое положение вечного спутника Шри Чайтаньи Махапрабху.

До того как отречься от мира и всецело погрузиться в любовное служение Гаура-Гададхаре и Радха-Мадхаве, Бхактивинод Тхакур был магистратом и мировым судьей в священном городе Пури, что в Ориссе, на восточном побережье Индии. Во времена британского правления он снискал уважение и почет даже у англичан не только своей удивительной интуицией, позволявшей ему выносить безошибочные решения порой по ста судебным делам в день, но и как очень религиозный человек.

«Он занимал ответственный правительственный пост в окружном суде (высший суд), обеспечивая семью, воспитанную на принципах сознания Кришны. В то же самое время, он самыми разными способами служил Всевышнему Господу. Столь прекрасной была вся его жизнь! Практически весь день проработав в суде, он отдыхал всего четыре часа в сутки, а в полночь вставал и до самого утра посвящал себя литературному труду. Таким был режим его дня», — писал о нем Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Режим дня был таким, что мало кто смог бы повторить это хотя бы неделю. Не упуская ни малейшей возможности для любовного служения Кришне, он каждый день следовал строгому расписанию. Он шел отдыхать примерно в восемь вечера, но поднимался уже через два часа, сразу включаясь в писательскую работу до четырех часов утра. Потом он отдыхал еще полчаса и уже до семи часов утра повторял джапу (молитвы на четках). С семи часов утра он полчаса просматривал почту, а с семи тридцати до девяти с половиной часов изучал священные шастры.

Затем следовало омовение и принятие прасада*, во время которого Бхактивинод Тхакур выпивал пару стаканов молока и съедал немного фруктов и пару пресных лепешек-чапати.

Ровно в 10 часов Бхактивинод Тхакур уже сидел в суде, с непостижимой легкостью и безошибочно решая порою довольно запутанные дела**.

В час дня он отправлялся домой на короткий отдых, но в два снова возвращался в присутствие, продолжая рассмотрение тяжб и прочих дел до пяти вечера.

После окончания рабочего дня Бхактивинод Тхакур шел домой, чтобы на пару часов погрузиться в перевод шастр с санскрита на бенгали. Затем он опять совершал омовение, выпивал пару стаканов молока, съедал немного рису и чапати и в восемь часов шел спать.

Таким образом, Бхактивинод Тхакур тратил на сон всего 3 часа в сутки, а на духовную жизнь, предполагающую не только джапу, но также изучение писаний и их проповедь через писательский труд, уходили все остальные часы. Удивительно, но у него была еще и большая (по европейским меркам) семья. Но, несмотря на это, его перу принадлежит множество выдающихся произведений по философии и богословию бенгальского вайшнавизма. А еще в его многочисленной семье родился великий Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Ценим ли мы бесценное время жизни, которая предназначена для того, чтобы понять главное — свою духовную сущность, — так, как его ценил Бхактивинод Тхакур?

Бхактивинод Тхакур получил дикшу*** от Шри Випинбихари Госвами, духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Джахнавы Маты. Затем он встретил Шрилу Джаганнатху-даса Бабаджи, который даровал ему вдохновение и наставления. Занимая престижный чиновничий пост, а также обладая широчайшей эрудицией и духовными качествами, Бхактивинод Тхакур оставался скромным, смиренным и дружелюбным человеком. Собирающие подаяния монахи всегда покидали его дом довольными и счастливыми. Он был доброжелательным человеком, никогда никому не завидовал и даже в спорах никогда не выражал своего недовольства. Он никогда не произносил ни слова, способного ранить чувства другого человека.

«Тхакур всегда был отважен и стремился помочь каждому. Сведя личные потребности к минимуму, он вел самую непритязательную жизнь», — рассказывал о нем один философ.

Вот как говорит о качествах, необходимых для роста в дховной жизни, сам Бхактивинод Тхакур в своей «Шаранагати».

«Вы должны быть постоянно погружены в воспевание славы Кришны. Совершая кришна-киртан, вы подчините контролю свой ум. Отбросьте ложную гордость. Воспринимайте себя как никчемных нищих. Ниже и скромнее соломы на улице. Прощайте всех, уподобляясь дереву. Отбросив всякое насилие по отношению к другим живым существам, поддерживайте их существование. На протяжении всей своей жизни никогда не причиняйте беспокойств другим. Но дарите им добро, делайте их счастливыми и забудьте о собственном счастье.

Так обретя благочестие и всеблагие качества, вы должны оставить стремление к славе и почестям. Просто впустите в свое сердце смирение. Зная, что Господь Шри Кришна пребывает в сердце каждого живого существа, вы должны уважать каждого и выражать почтение каждому. Таким смирением вы обретете добродетель, милосердие, почтительное отношение к каждому, а также отречетесь от желания славы и стремления к почестям. В таком состоянии вы должны воспевать славу Всевышнему Господу. Проливая слезы, Бхактивинода возносит эту молитву у лотосных стоп Господа: «О Господь, когда же ты даруешь мне все эти качества?»

Шринивасачарья прославляет шестерых Госвами Вриндавана словами: нана-шастра-вичаранайка-нипунау / сад-дхарма самстхапакау / локанам хита каринау... — «Шестеро Госвами Вриндавана изучили все шастры для того, чтобы утвердить вечные религиозные принципы на благо всех и каждого». Подобно этому Бхактивинод Тхакур сделал очень много ради блага человечества. И потому его заслуженно называют «седьмым Госвами».

Биографы отмечают три выдающихся достижения Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он написал 100 книг на темы духовной жизни. Он обнаружил место Явления Господа Чайтаньи. И он ввел множество нововведений в искусство проповеди.

Помимо книг (на бенгали, ория и английском), вдохнувших новую жизнь в послание Шри Чайтаньия Махапрабху и объяснивших его, Бхактивинод Тхакур написал сотни поэм и песен, пропитанных духовными эмоциями и сиддханта-шастрой (философскими заключениями).

Его труды сделали сокровенные наставления Шри Чайтаньи Махапрабху доступными пониманию современного читателя, будучи изложены убедительным, проникнутым духом преданности языком.

Вот лишь некоторые из его уникальных произведений: «Шри Кришна-самхита», «Кальяна-калпатару», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Шри Навадвипа-дхама Махатмья», «Джайва-дхарма», «Шри Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья», «Гита-мала», «Гитавали», «Шаранагати», комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Чайтанья-чаритамриту».

В «Гитавали» Бхактивинода Тхакура есть такие слова: «Сможет ли тот, кто не может поклоняться лотосным стопам Шри Радхики, обители всего благоприятного; тот, кто не может найти прибежища в трансцендентной обители Вриндавана, украшенной лотосоподобным именем Радхи; тот, кто не общается с преданными [слугами] Радхики, сердца которых исполнены мудрости и любви Радхики, когда-либо насладиться океаном блаженства вкусов преданного служения Господу Шьямасундаре?

Постарайтесь понять, что Шри Радхика — это наставница мадхурья-расы (вкуса супружеской любви). Мадхурья-према Радха-Мадхавы предназначена для обсуждения и медитации. Тот, кто наслаждается лотосными стопами Шримати Радхарани, обретает лотосные стопы Мадхавы, бесценного сокровища среди всех сокровищ. Не приняв прибежища лотосных стоп Радхи, преданный никогда не встретит Кришну. Ведические писания утверждают, что Кришна принадлежит служанкам Шри Радхи. Оставь жену, сыновей, друзей, богатство, последователей, спекулятивное знание материалистическую деятельность. Просто сосредоточься на сладостном служении лотосным стопам Шримати Радхарани. Такова единственная просьба Бхактивиноды».

За последние пятьсот лет место явления Господа Чайтаньи неоднократно подвергалось затоплению неукротимыми водами Ганги. В 1888 г. Шрила Бхактивинод Тхакур открыл джанмастхану (место рождения) Шри Чайтаньи Махапрабху в Йогапитхе, в Шридхаме Маяпуре. Шрила Джаганнатха-дас Бабаджи Махараджа, известный святой сиддха и парамахамса-расика-вайшнава, подтвердил догадку Тхакура. Это славное известие быстро донеслось до Враджабхуми. Тогда Тхакур ввел в Йогапитхе поклонение Господу Гауранге и Шримати Вишнуприе.

Открытый всему новому, в 1896 г. он отправил в университеты всего мира книгу стихов «Шри Гауранга-лила смарана», которая включала в себя сорок семь страниц английского вступления: «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». Этот поступок коренится в горячем стремлении распространить наставления Господа Чайтаньи в странах Запада.

Бхактивинод Тхакур стал автором трех предсказаний: «Скоро появится личность — писал он, — которая будет странствовать по всему миру и распространит наставления Господа Чайтаньи».

Второе его пророчество гласило: «Очень скоро воспевание харинама-санкиртаны распространится по всему миру. О, когда же настанет тот день, когда преданные (вайшнавы — Ред.) Америки, Англии, Франции, Германии, России возьмут караталы и начнут петь Харе Кришна в своих городах?»

Третье пророчество: «Когда же настанет тот день, когда светлокожие иностранцы приедут в Шри Маяпур-дхаму, присоединятся к бенгальским вайшнавам и запоют: „Джая Шачинандана! Джая Шачинандана!“ Когда же настанет этот день?»

Надо отметить, как особый знак, что Шрила Прабхупада явился в этом мире именно в 1896 г., когда Бхактивинода Тхакур послал свои книги через океан. Воля Господа Чайтаньи, желание Бхактивинода Тхакура и милость Шрилы Сарасвати Тхакура позволили Абхаю Чаранаравинде Бхактиведанте Свами Прабхупаде распространить наставления Шри Чайтаньи и воспевание Харе Кришна по всему миру. И Прабхупада выполнил три предсказания Тхакура!

«Мы должны признать, что в своей изначальной форме движение сознания Кришны (ИСККОН — Ред.) было создано Шрилой Бхактивинодом Тхакуром», — сказал Шрила Прабхупада, воздавая должное предыдущим ачарьям. В 1996 г., через сто лет после того, как Бхактивинод Тхакур сделал свои знаменитые предсказания, три тысячи «светлокожих преданных» из Америки, Англии, Франции, Германии, России и пятидесяти других стран собрались в храме ИСККОН Чандродая Мандире в Маяпуре. Они присоединились к тысяче «бенгальских вайшнавов» и сотрясли вселенную пением «Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Гаурахари!» Вся слава Шриле Сатчитананде Бхактивиноду Тхакуру!

В 1914 г., в день ухода Шри Гададхары Пандита (воплощения Шри Радхи), Бхактивинод Тхакур вошел в вечные игры Гауры-и-Гададхары и Радхи-и-Мадхавы. В Годрумадвипе (Навадвипа) Шри-Шри Гаура-Гададхара, Божества Бхактивинода Тхакура ждут вайшнавов, чтобы благословить их в Свананде-сукхада-кундже. В нитьявраджалиле Радхи-и-Мадхавы Бхактивинод Тхакур, будучи манджари Камалой, служит Шримати Радхарани. Его пушпасамадхи находится в его бхаджан-кутире у Радха-кунды.

Примечания

* прасад — еда, освященная поднесением Богу; слово «прасад» в индийской культуре стало почти нарицательным, подразумевая, что еда должна быть предложена Богу.

** По доносу завистников, донесших на Бхактивинода Тхакура, что тот де подтасовывает факты и выносит надуманные решения, англичане устроили проверку и установили, что Бхактивинод Тхакур никогда не отходил ни на йоту от действующих законов, вынося всегда именно справедливое решение по любому делу.

*** дикша — духовное посвящение, которое гуру дает своему ученику.

Читайте также: http://www.vaishnavism.ru/arkhiv-publikatsij-v-smi/488-bhaktivinod-thakur-o-mnogoobrazii-religii.html