Ramanuja 600

В этом году отмечается 1000-летие со дня рождения знаменитого вишнуитского святого Рамануджи, главного ачарьи вишнуитской сампрадаи Шри. Последователи этой сампрадаи утверждают, что Рамануджа был воплощением Лакшмана. Он и явился-то на свет в самый канун Рамнавами. Имя Рамануджа означает «тот, кто следует за Рамой». Ведь Лакшман повсюду следует за своим братом Рамачандрой и служит Ему. 

Мальчик удивительных способностей, каковым уродился Рамануджа, быстро освоил санскрит, логику и Веды. Рамануджа учился у гуру-маявади Ядава Пракаша. Но он не только изучил философию маявады, но и научился ее опровергать. Дошло до того, что Ядав Пракаш даже покушался на жизнь Рамануджи, будучи не в силах остановить его проповедь. В конце концов, он изгнал Рамануджу из своего ашрама. Перед тем, как покинуть гуру, Рамануджа полностью разгромил теорию однородного единства всего сущего, которую исповедовал его гуру-имперсоналист.

Рамануджа объяснял: «Хотя в природе различных вещей можно отследить некоторую взаимосвязь, все во Вселенной продолжает сохранять непреодолимые отличительные свойства. Жемчужины, нанизанные на нить, воспринимаются как некое единство, так как все вместе они образуют ожерелье. И все же каждая отдельно взятая жемчужина обладает особыми качествами. В связи с тем, что дух, материя и Бог обладают уникальными качествами, принцип абсолютного единства Шанкары не выдерживает никакой критики. Напротив, свою состоятельность доказывает принцип единства, включающего в себя качественные отличия».

Рамануджа давал посвящение всем без исключения, невзирая на кастовые различия. Он доказал, что вайшнав возвышается над всеми кастовыми обозначениями. Считая себя слугой, Рамануджа учил поклонению вайшнавам.

Однажды, чтобы научить одного из своих учеников отреченности, Рамануджа попросил своего ученика поменять местами одежду санньяси, принимавших омовение у одной из гхат. Когда санньяси, среди которых были великие ученые и отшельники, начали надевать одежду друг друга, среди них разгорелись ссоры.

После этого Рамануджа отправил ученика в дом другого своего ученика по имени Дханурдас. Ученик, следуя указанию Рамануджи, забрался в дом и... принялся снимать драгоценности прямо с целомудренной жены Дханурдаса, которая в это время спала. После того, как он снял драгоценности с одного ее бока, та внезапно перевернулась на другую сторону. Испуганный ученик выпрыгнул в окно и затаился. Вскоре Дханурдас вернулся домой, и его жена сказала ему: «Я боюсь, что в храме не хватает денег. Пока я спала, в дом пришел бхакта из храма и принялся снимать с меня драгоценности. Если он зашел так далеко, то из-за того, что храм нуждается в деньгах. Я перевернулась на другой бок, чтобы он смог снять с меня и другие драгоценности, а он испугался и выпрыгнул в окно».

«Зачем же ты это сделала? — принялся отчитывать жену Дханурдас. — Если б ты не была подвержена влиянию „ложного Я“, то отдала бы ему все свои драгоценности. Что же мы теперь будем делать? Мы поступили очень скверно».

«Ты прав, — опечалилась жена. — Лишь из-за своей гордости я не могу пожертвовать всем, что у меня есть. Как же мы сможем продвигаться духовно?»

Ученик был поражен смирением и преданностью этих домохозяев. Рамануджа объяснил ему причину поведения вайшнавов в обеих ситуациях. Санньяси были настолько привязаны к изношенным кускам ткани, что готовы были из-за них вступить в схватку. Тогда как грихастхи были истинно отреченными и не привязанными даже к дорогим украшениям, если их нельзя было использовать в служении Господу. 

Рамануджа стал ачарьей-основателем Шри-сампрадаи, одной из четырех основных философских школ вайшнавов (Брахма, Шри, Кумара, Рудра). Последователи этой сампрадаи отстаивают философский принцип Веданты, называемый вишишта-адвайта-вадой. Гаудии и Шри-вайшнавы разделяют общую точку зрения на многие философские моменты и элементы духовной практики.

Так, Гаудии дословно принимают описание природы Бога и дживы (живого существа), данное Рамануджей: «Бог подобен огню, в то время как живое существо или джива подобна искре, являясь малой частью Бога».

Рамануджа наставлял служить Богу на Вайкунтхе в настроении благоговения и почтения (отношения слуги и господина). Гаудии же учат сокровенному служению Радхе-Мадхаве в рощах Вриндавана в мадхурья-расе.

Рамануджачарья стал автором множества известных комментариев на Упанишады, Пураны, Бхагавад-гиту и другие классические произведения. Шри Бхашья, комментарий на Веданту, являет собой уникальный вызов, брошенный комментарию Шанкарачарьи, отстаивавшему принцип имперсонализма в восприятии Абсолютной Истины. Вплоть до наших дней цепь ученической преемственности, идущая от Рамануджи, продолжает исповедовать традицию поклонения Божествам и философию, заложенную ее ачарьей-основателем.

Говорится, что Шри Рамануджачарья прожил очень долгую жизнь (1017-1137), хотя некоторые западные исследователи подвергают сомнению эти сведения, приводя какие-то другие даты и полагая, что вайшнавы намеренно завысили годы жизни своего ачарьи и даже перенесли его в более древнюю эпоху. Историческая достоверность событий и нюансы жизни выдающихся людей действительно зачастую становятся предметом споров и дискуссий. Однако в нашем случае мы предпочитаем все-таки именно вайшнавский взгляд на историю. Ведь главное — это то, какой урок преподала нам история через жизнь Рамануджи, вернувшего людям личностного Бога.

Автор Дмитрий ПАДАЯТРА